Методы исследования, результаты и их обсуждениеСтраница 4
Целью первого этапа эксперимента явилось определение наиболее оптимальных психолого-педагогических условий развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему работы с использованием дидактических игр и упражнений, направленную на развитие зрительной образной памяти.
2. Разработать и апробировать систему работы на основе сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти с упражнениями на активизацию мозговых структур у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Сравнить степень эффективности апробированных систем работы.
Были разработаны две экспериментальные системы работы по развитию зрительной образной памяти. В первой работа шла с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти. Программа реализовывалась с ЭГ I. Вторая программа предполагала использование игр и упражнений на развитие зрительной образной памяти в сочетании с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу мозговых структур. Программа апробирована с ЭГ II.
Общим в программах было то, что они:
- Проводились в групповой форме;
- Реализовывались в форме одинаковых дидактических игр и упражнений;
- Включали в себя предварительную работу по развитию восприятия, внимания и обогащению перцептивного зрительного опыта;
- Соблюдали поэтапность проведения каждого занятия: от упражнений на сосредоточение внимания, развития восприятия и обогащение перцептивного зрительного опыта до проведения игр и упражнений на развитие памяти;
- Состояли из 15 занятий, проходящих 3 раза в неделю.
Дополнительно во вторую программу перед играми на развитие памяти были включены упражнения по активизации и стабилизации работы полушарий головного мозга.
Остановимся на описании специфика первой программы.
Программа, реализуемая с ЭГ I, состояла из трёх этапов: подготовительного, основного, заключительного. На каждом этапе первоначально применялись упражнения по активизации зрительного и слухового внимания, развитию восприятия и обогащению перцептивного зрительного опыта, затем игры и упражнения, развивающие зрительную образную память. В конце занятия предлагались глазодвигательные упражнения. Игры и упражнения, использованные в программе, взяты из пособий Л.В. Артёмовой, Ю. Афонькиной, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Г. Урунтаевой, И. Ярушиной. (Приложение 3).
Целью подготовительного этапа было настроить ребёнка на активную работу, ознакомить с базовыми заданиями. Здесь использовались с различными вариантами усложнений такие игры на активизацию внимания как «Слушай своё имя», «Хлопай в ладоши», «Тени», «Выбери такой же зонт». Вариативно применялись упражнения на развитие памяти: «Раскрась петушка», «Запомни и назови», «Составь картинку», «Собери урожай», предполагающие запоминание, сохранение и воспроизведение до 4-х признаков предмета (Приложение 3).
Целью основного этапа было обучить детей способам запоминания: вербализация (открытая / внутренняя), смысловая группировка, ассоциации (по сходству, по противоположности); использование синестезических комплексов (опора на зрительные, вкусовые, тактильные ощущения одновременно); сокращение информации с абстрагированием от деталей; воспроизводящее повторение; цепной метод (складывание цепочки мысленных образов) контролю своих действий.
Здесь использовались такие упражнения на активизацию внимания как «Будь внимателен», «Карлики-великаны», «Придумай слово на букву…», «Нелепицы», «Разрезные картинки», «Разукрась как на образце» с различными вариантами усложнений. Применялись упражнения, направленные на развитие памяти: «Разноцветные коврики», «Домики», «Соберём урожай», «Запомни и назови», «Найди такой же», «Рукавички» (Приложение 3).
Анализ подростковых обращений.
Поскольку 55 % звонивших на “ТД” - подростки до 17 лет, то интересно было бы проследить тематику обращений у этой возрастной группы и причины, побудившие молодых людей позвонить на “ТД”.
Так как ведущей деятельностью в подростковом периоде является интимно - личностное общение, то можно предположить, что это будет одна из основных тем ...
Эмпирическое исследование влияния личностных
особенностей на образ профессионального будущего у молодого специалиста. Цели и задачи исследования
Цель:
Изучить влияние личностных особенностей молодого специалиста на формирование образа профессионального будущего.
Задачи:
1. Разработка психодиагностического комплекса, позволяющего выявить влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего.
2. Эмпирическое исследование влияния личностных ос ...
Характер личности и природа
Ко всем перечисленным чертам характера личности нельзя не добавить такую черту как отношение к окружающей природе. Этот вопрос встает особенно остро, так как взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности Положение, которое складывается сегодня в отношениях человека с природой, часто стано ...