Тенденции социального самоопределения подростков в различных
образовательных средахСтраница 1
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.
На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на первом месте желание быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду».
Значительно отличаются ответы, полученные при опросе подростков из интерната. На тот же самый вопрос 75% воспитанников отвечают, что у них, прежде всего, будет семья и дети, и для того, чтобы эта семья существовала, нужно учиться, работать, иметь жилье. Слово «успешность» употребляют лишь 2 человека, остальные характеризуют будущую работу и семью словом «хорошая». Значительное число ребят пишут об отказе от вредных привычек, обуславливая это тем, что им нужна «… нормальная семья». Это подтверждается высказываниями детей:
· «Через 10 лет я вижу себя вполне нормальным, полноценным человеком. У меня своя семья: муж, дети и самое главное – мама. И мы живем без печали и забот».
· «Я закончу учиться, получу высшее образование, потом построю семью, сделаю для ребенка все, чего я не видела .»
· «Через 10 лет у меня будет хорошая семья, хорошая работа. Буду жить как все люди, это значит, буду жить счастливо. Не будет никаких неприятностей».
Диаграмма 4
Структура социального самоопределения
современных подростков из различных социальных сред
Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.
Идеал (в переводе с греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто « .ставит себе существенно содержательные цели и . твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.
Совсем другое содержание несет в себе понятие кумир, или идол (в переводе с греческого — образ, подобие). Кумиром называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. В настоящее время также существуют идолы, или кумиры, которыми зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. Во многом этому процессу способствуют СМИ, пропагандируя среди молодежи соответствующий образ жизни. Часто люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться к ним или вещам, окружавших их. На концертах звезд фанаты устаивают драки, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то кумир — это «болезнь», поражающая разум и приводящая к деградации. Стараясь достичь идеала, человек познает окружающий мир, старается больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же люди подчинены влиянию кумиров, то не развивают себя, а лишь слепо следуют за своим «божеством», совершая бездумные автоматические действия.
Приложения
Приложение 1
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Методический материал
Шкала ситуативной тревожности
Суждения
Варианты ответов
Совершенно
не согласен
В основном не
согласен
В основном согласен
Полностью согласен
1. Я сейчас спокоен
1
2
3
4
2. Мне ничто не угрожает.
1
2
3 ...
Первичные и вторичные свойства человека как индивида
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Понятие индивидуальность используется в психологии при описании двух явлений.
1. При анализе индивидуально-психологических раз ...
Теоретико-методологический анализ социальной депривации, как фактора
формирования девиантного поведения. Определение
понятия «девиантное поведение» и его основные характеристики
У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.
Под девиантным (лат.deviatio-уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложи ...