ПриложенияСтраница 7
Упражнение «Какой я?»
Цель: Развитие умения видеть в людях отличительные особенности и адекватно принимать мнение о себе со стороны других.
Содержание: Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к своим товарищам на выбор: они пишут на листе ответы на вопросы – какой этот человек во взаимоотношениях с другими и какой у него характер, умеет ли добиваться своих целей и т.д. по окончании работы листки снимаются и все обмениваются впечатлениями.
Участники высказываются: насколько трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища. Автора написанного не выявляют. Это упражнение иногда вызывает у ребят напряжение: они боятся и не хотят слышать критику в свои адрес. В связи с этим следует порассуждать с участниками: нужно ли звать о своих недостатках? И нужно ли принимать оценку себя со стороны, пусть и негативную? Ребят необходимо подвести к осознанию: критика помогает человеку пересмотреть свое поведение и изменить что-то в себе. Ведь человек не всегда сам может увидеть свои недостатки, которые мешают ему продуктивно общаться и жить с другими людьми.
Упражнение «Банка секретов»
Цель: Оказание помощи в принятии своих недостатков и стремлении их исправить.
Содержание: Каждый участник помечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что негативного он открыл в себе с помощью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе.
Листы складываются в стеклянную банку, банка «опечатывается» и отдается на хранение ведущему. Эта банка будет открыта на последнем занятии.
Заметки для ведущего Некоторые участники не захотят писать о своих недостатках. Нужно убедить их, что о содержимом листка никто не узнает, ребята пишут самим себе «письмо в будущее».
Упражнение «Друг для друга»
Цель: Развитие представлений о своей полезности для других людей.
Содержание: Участникам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.
Обсуждение: насколько было трудно определить «полезность» человека для себя? Чем руководствовались ребята при выполнении задания: дружескими отношениями, нежеланием обидеть кого-то или, наоборот, плохие отношения повлияли на выбор?
Заметки для ведущего Перед началом работы следует предупредить, что, если кто-то не считает кого-то полезным для себя, не стоит на это обижаться, может, это связано с различием в интересах.
Упражнение «Бумажные мячики»
Цель: Достижение эмоциональной разрядки.
Содержание: Участники делают из старых газет мячики. Группа делится пополам и выстраивается в две линии на расстоянии 4–5 метров друг напротив друга. На полу проводится мелом «граница», за которую переступать нельзя, иначе можно оказаться в стане противника. По команде ведущего участники бросают свои мячики в сторону «противника». Задача: перебросить все мячи через границу. По команде «Стоп» участники перестают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей.
Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.
Занятие 5
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Самооценка. Виды и источники ее формирования
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребносте ...
Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...
Формы общения
Вербальное и невербальное общение.
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящег ...