Другая психология » Изучение феномена тревожности у студентов первого курса » Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования

Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования
Страница 1

Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков.

Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап.

На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:

Шкала ситуативной тревожности.

Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности.

В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая – личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1.

2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.

Опросник позволяет выявить уровень самооценки.

Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».

Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2.

На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.

На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно – развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.

Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.

Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия – один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

Тематический план занятий

Занятие 1

Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

Ход занятия:

1. Знакомство с целями тренинга.

2. Выработка правил поведения на занятиях.

3. Упражнение «Молчалка-говорилка».

4. Упражнение «Установление дистанции».

5. Упражнение «Дружеская рука».

6. Рефлексия.

Занятие 2

Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.

Ход занятия:

Упражнение «Узкий мост».

Упражнение «Дотронься до…».

Упражнение «Датский бокс».

Рефлексия.

Занятие 3

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

Ход занятий:

Упражнение «Говорю, что вижу».

Упражнение «Ассоциации».

Упражнение «Взглянем вместе».

Упражнение «Великий мастер».

Упражнение «Маяк».

Рефлексия.

Занятие 4

Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.

Ход занятия:

Упражнение «Пустое место».

Упражнение «Какой я?».

Упражнение «Банка секретов».

Упражнение «Друг для друга».

Упражнение «Бумажные мячики».

Рефлексия.

Занятие 5

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Ход занятия:

Упражнение «Подари улыбку».

Упражнение «Диалектика».

Упражнение «Волшебное зеркало».

Упражнение «Мои сильные стороны».

Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь».

Упражнение «Храм тишины»

Рефлексия.

Занятие 6

Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

Ход занятия:

Упражнение «Спутанные цепочки».

Страницы: 1 2


Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10] ...

Выводы
По результатам проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы: - основной целью опытно-экспериментальной работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с детьми, имеющими проблемы в развитии произвольного внимания. ...

Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип: · системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; · единст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru