Другая психология » Специальная психология » Исследовательские методы в психологии и их классификация

Исследовательские методы в психологии и их классификация
Страница 1

Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога - это процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях, специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от психологического измерения и исследования. Психодиагностику, как считает А.Ф. Ануфриев, можно отнести и к сфере науки, и к области искусства, поскольку ее процесс базируется как на методах научного познания и логическом рассуждении на базе точно установленных фактов, так и на опыте и интуиции психолога.

В отличие от научно-исследовательских задач, направленных на выявление общих закономерностей жизни и развития психики, цель диагностического процесса - ответить на психологически поставленные вопросы и подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения психологической проблемы. Необходимо помнить, что результаты диагностического обследования носят гипотетический характер, и их интерпретация немыслима без обращения к специальным знаниям, профессиональному и личному опыту. Разные авторы, опираясь на разные критерии, предлагают свои классификации психодиагностических методов.

Например, Б.Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу.Р.С. Немов приводит следующую классификацию:

методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное);

опросные методы - анкеты, опросники, интервью;

объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

экспериментальные методы психодиагностики.

А.Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие:

приборные психофизиологические методики;

аппаратурные поведенческие методики;

объективные тесты с выбором ответа;

тесты-опросники;

методики субъективного шкалирования;

проективные методики;

стандартизированное аналитическое наблюдение;

контент-анализ;

включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;

психологическую беседу (интервью);

ролевую игру;

активный обучающий эксперимент;

качественный анализ деятельности.

Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности (табл.1).

Таблица 1 Варианты наблюдения как метода исследования

Критерий выделения

Вариант наблюдения

Основная характеристика

Субъект наблюдения

Внешнее.

Внутреннее (интроспекция)

Прямое наблюдение за объектом со стороны. Наблюдение за собственными внутренними процессами или использование данных интроспекции испытуемых

Процедура

Свободно.

Стандартизированное

Не имеет установленных рамок или программы, может меняться по желанию наблюдателя. Ведется по четкой и заранее определенной программе, строго следуя ей

Участие исследователя

Включенное.

Стороннее

Исследователь участвует в процессе, за которым наблюдает.

Личное участие исследователя в наблюдаемом процессе исключено

Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.

Таблица 2. Варианты психологического эксперимента

Критерий выделения

Вариант эксперимента

Основная характеристика

Условия проведения

Лабораторный.

Естественный.

Полевой

Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры.

Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого.

Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной

Влияние на развитие психики

Констатирующий.

Формирующий (обучающий, воспитывающий)

Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент.

Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы практической коррекции.
Я проходила практику в МОУ СОШ №20, где проводила различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было устранение проблем возникших в обществе. ...

Современное состояние российской психологии
Российскими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практиче ...

Основа педагогической системы
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru