Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 8

10-8 баллов – высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

(А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 2001 г.).

Методика: «Дополни набор»

Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления как умение ребенка выделять, анализировать и соотность существенные признаки наглядных объектов. (Методика Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной, 1993 г.).

Ход проведения теста

Материал: наборы картинок прогрессирующей трудности, которые требуется дополнить одной картинкой на основе учета определенного числа признаков. Она состоит из четырех серий, отличающихся числом существенных признаков (от 1 до 4), определяющих принцип строения системы. В каждой серии предлагается два задания, различие которые заключается в степени наглядности подлежащих анализу элементов системы. Характер расположения и количество элементов в системе во всех заданиях одинаково. Ребенку предлагается система из восьми фигур, отличающихся по одному существенному признаку – форма геометрической фигуры. От ребенка требуется указать подходящую для данной системы девятую фигуру, выбрав ее из 6 предложенных.

Инструкция: «Внимательно посмотри на 3 ряда фигурок, в верхних рядах – по 3 фигуры, а в нижнем только 2. Ты должен поставить на пустое место (учитель показывает место) девятую фигурку, которая подходит ко всем остальным восьми фигурам. Выбери ее из этих фигур (учитель показывает на 6 фигур, расположенных внизу)»

Подсказки, какую выбрать картинку недопустимы. Если ребенок обращается за помощью, следует просто еще раз разъяснить ситуацию: «Внимательно изучи картинки вверху и сравни с теми, что внизу. А потом самостоятельно выбери ту, которую считаешь наиболее подходящей. Как ты решишь, пусть так и будет».

При переходе ко всем остальным заданиям данной методики учитель поясняет: «Теперь сделай то же самое: подбери подходящую фигуру и поставь ее на пустое место». Перед проведением третьей и четвертой серий учитель говорит: «Это задание еще более трудное. Смотри внимательно на все картинки, не ошибись».

Оценка результатов ребенка в зависимости от следующих нормативов в баллах:

Баллы

Оценка деятельности

20-24

У ребенка прочно сформирована способность к выделению принципа строения данной системы и установлению взаимосвязи ее существенных признаков.

9-19

У ребенка сформирована способность к выделению по крайней мере двух существенных признаков и их взаимосвязи.

5-8

Вышеуказанная способность сформирована у ребенка недостаточно. Следует развивать данную способность.

2-4

Способность к выделению существенных признаков системы и установлению их взаимосвязи у ребенка не сформирована. Следует специально формировать данную способность.

0-1

Следует повторить диагностику. При аналогичных результатах обратить внимание на общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Методики на исследование творческого мышления

В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант. Апперцепция выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содер ...

Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти
Были разработаны две экспериментальные системы работы по развитию зрительной образной памяти. В первой работа шла с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти. Программа реализовывалась с ЭГ I. Вторая программа предполагала использование игр и упражнений на развитие зрительной обра ...

Программа исследования
Объект: отношения. Предмет: отношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью. Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования. Задачи: 1. про ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru