Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 5

Психодиагностические методики исследования различных видов и операций мышления у младших школьников

Оценка понятийного мышления с помощью методики «сравнение понятий»

Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью – разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявится и в ряде других методик.

Порядок проведения методики. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Пример материала методики

«Сравнение понятий»

Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1. Утро – вечер 12. Сани – телега

2. Корова – лошадь 13. Очки – деньги

3. Летчик- танкист 14. Озеро – река

4. Река – птица 15. Поезд – самолет

5. Дождь – снег 16. Стакан – петух

6. Маленькая девочка – большая кукла 17. Ось – оса

7. Обман – ошибка 18. Яблоко – вишня

8. Волк – луна 19. Лыжи – коньки

9. Ботинок – карандаш 20. Красный – зеленый

10. Золото – серебро 21. Ворона – воробей

11. Молоко – вода 22. Ветер – соль

Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:

1. Часть (время суток)

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные

3. Военная профессия (управление военной техникой)

5. Атмосферные осадки

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7. Причинно-следственное искажение действительности

10. Драгоценные металлы

11. Жидкость для питья

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт)

14. Естественные водоемы

15. Транспорт

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты – ягоды)

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта

20. Цвет

21. Птицы

Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (например, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подобные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления (В.В. Гагай, 1996 г.).

Методика исследования наглядно-образного мышления

Детский вариант прогрессивных матриц Дж. Равена включает 36 цветных матриц-заданий. Матрицы расположены на отдельных листах в трех сериях: А, Ав, В (по 12 в каждой серии). Матрицы могут применяться при исследовании испытуемых с любым уровнем речевого развития, с любым языковым и социокультурным фоном.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Роль и задачи консультантов “ТД”.
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону. Служба создана с целью снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности насел ...

Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми. Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот пери ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru