Особенности психодиагностики мышления младших школьниковСтраница 5
Психодиагностические методики исследования различных видов и операций мышления у младших школьников
Оценка понятийного мышления с помощью методики «сравнение понятий»
Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное.
Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью – разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявится и в ряде других методик.
Порядок проведения методики. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.
Пример материала методики
«Сравнение понятий»
Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:
1. Утро – вечер 12. Сани – телега
2. Корова – лошадь 13. Очки – деньги
3. Летчик- танкист 14. Озеро – река
4. Река – птица 15. Поезд – самолет
5. Дождь – снег 16. Стакан – петух
6. Маленькая девочка – большая кукла 17. Ось – оса
7. Обман – ошибка 18. Яблоко – вишня
8. Волк – луна 19. Лыжи – коньки
9. Ботинок – карандаш 20. Красный – зеленый
10. Золото – серебро 21. Ворона – воробей
11. Молоко – вода 22. Ветер – соль
Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:
1. Часть (время суток)
2. Домашние (сельскохозяйственные) животные
3. Военная профессия (управление военной техникой)
5. Атмосферные осадки
6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра
7. Причинно-следственное искажение действительности
10. Драгоценные металлы
11. Жидкость для питья
12. Сельский транспорт (гужевой транспорт)
14. Естественные водоемы
15. Транспорт
18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты – ягоды)
19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта
20. Цвет
21. Птицы
Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (например, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подобные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления (В.В. Гагай, 1996 г.).
Методика исследования наглядно-образного мышления
Детский вариант прогрессивных матриц Дж. Равена включает 36 цветных матриц-заданий. Матрицы расположены на отдельных листах в трех сериях: А, Ав, В (по 12 в каждой серии). Матрицы могут применяться при исследовании испытуемых с любым уровнем речевого развития, с любым языковым и социокультурным фоном.
Роль и задачи консультантов “ТД”.
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону.
Служба создана с целью снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности насел ...
Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:
• Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это приводит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощрению одних учеников по сравнению с другим ...
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми.
Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот пери ...