Особенности психодиагностики мышления младших школьниковСтраница 9
Методика «Предложения»
Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.
Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.
Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями.
Средние значения дивергентной продуктивности:
Дети |
Возраст | |
8 лет |
10 лет | |
Мальчики |
3,3 |
4,2 |
Девочки |
4,0 |
5,2 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Методика «Две линии»
Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале.
Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображении серии фигур. Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл за каждый результат.
Средние значения дивергентной продуктивности:
Дети |
Возраст | |
8 лет |
10 лет | |
Мальчики |
12,0 |
19,4 |
Девочки |
12,9 |
17,4 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Методика «Классификация»
Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.
Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут объединять:
1. Стрела 5. Змей
2. Пчела 6. Лодка
3. Крокодил 7. Воробей
4. Рыба
Например, А: 1,2,5,7 – в воздухе; Б: 3,4,5,7 – имеют хвосты.
Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями.
Средние значения дивергентной продуктивности (на соматическом материале):
Дети |
Возраст | |
8 лет |
10 лет | |
Мальчики |
1,8 |
3,9 |
Девочки |
2,3 |
4,0 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Резюме
Итак, умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Мышление является основной психической функцией человека. Без необходимого уровня его развития невозможно осуществлять практически ни одну деятельность. Уровень развития мышления человека зависит от того насколько сформированы основные его операции: обобщение, классификация, синтез, анализ, сравнение. Особенно активно мышление развивается в школьные годы, у школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умственного развития в общем развитии младших школьников указывают многие психологи и педагоги, в том числе Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.
Типология характера
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их ...
Семейно-сексуальные дисгармонии (дисгамии)
Наиболее характерный признак дисгамии - такое рассогласование взаимоотношений между супругами по одному из ведущих брачных факторов или по их сочетанию, когда силы, разрушающие союз, преобладают над силами сплачивающими. Полное отсутствие сексуальной патологии у одного или обоих супругов, так же как отягощенность нескольких составляющих ...
Составление списка учёных разрабатывавших
конкретную проблему
№ П/п
Ф. И.О. психолога
Годы жизни
Вклад в науку
1.
Дэвид Маккеланд
1917 - 1998
Проводил исследования в области мотивации достижения, использовал методику Г. Мюррея ТАТ, с целью изучения человеческих побуждений.
2.
Генри Александр Мюррей
1893 - 1988
Одним из первых, стал рассматривать мотивы как у ...