Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о
человеке. Становление и развитие педагогикиСтраница 1
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.
В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогические знания в это время входили в состав философии.
В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога.Возникают приходские, монастырские и соборные школы.
С переходом к эпохе Возрождения началась критика школы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма.
К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выделение педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Комен-ского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т.д. После Коменского в теории западной педагогики наибольший след оставили:
•Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.
•Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспитании» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, выступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.
•Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, развивал идею о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, использовал для нравственного воспитания прообраз детского коллектива.
•Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог предложил идею воспитывающего обучения, систему развивающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый авторитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.
•Адольф Дистервег — немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.
•Георг Кершентейнер (Германия) — предложил идею перехода от старой книжной школы к новой — трудовой.
•Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходимые знания учащиеся должны приобретать в процессе наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятельности.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
Выдающимися представителями педагогической мысли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.
В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехнической школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность (дом, машину, его собственную спальню, его личный стул), человек также имеет чётко обозначе ...
Количество опрошенных учащихся
% соотношение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
90
2
+
+
+
+
+
+
+
70
3
+
+
+
+
+
+
+
+
80
4
+
+
+
30
5
+
+
+
+
+
+
60
...
Сексуальное удовлетворение и сексуальные
удовольствия в супружеском союзе
Сексуальная гармония предполагает, что оба партнера испытывают во время интимной близости чувство сексуального удовольствия и удовлетворения. А есть ли и какая разница между этими понятиями? Это не просто теоретический вопрос, а очень даже практический. Но авторы многих пособий по сексуальной тематике, пожалуй, не задумываются над этим ...