Метод наблюденияСтраница 4
Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, ленность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые. Гиперактивность, или избыточная двигательная активность, не всегда является обязательным симптомом. У части детей она может быть нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняет своевременную диагностику и, соответственно, коррекцию рассматриваемого расстройства.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2), при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: "СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности".
При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
1. появиться до 8 лет;
2. наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
3. не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких - либо нервно - психических расстройствах;
4. должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
1. обеспечение родителями и учителями эмоционально - нейтрального развития и обучения;
2. соблюдение режима, достаточное время для сна;
3. обучение по личностно - ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
4. соответствующая медикаментозная поддержка;
5. разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.
Состояния и заболевания |
Дифференциально-диагностические признаки |
Дополнитеьные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента |
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме |
Анализ анамнестических сведений |
Неврозы и невротические реакции |
Особенности поведения ребёнка связаны с действием психотравмирующих факторов |
Анализ анамнестических сведений, психологическое исследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях |
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности. |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) |
Основными являются болезни органов дыхания,аллергии (например, бронхиальная астма). |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Резидуатьные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции,интоксикации |
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы |
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия |
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами. |
Неврологическое психологическое обследование |
Заболевания щитовидной железы |
Наряду с нарушениям внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы могут иметь место у ближайших родственников. |
Обследование эндокринологом,анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты слуха |
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом cлуха |
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия |
Гиперактивность и дефицит внимания чаше встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов |
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром |
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями |
Анализ анамнестических сведений.обследование психиатром |
Синдром Туретта |
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные |
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование |
Наследственные синдромы: Вильямса. Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна. фрагильной Х-хромосомы и другие |
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипичных признаков |
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |
Игры для развития внимания
"Последний из могикан"
Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправивш ...
Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознан ...
Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебн ...