Метод наблюденияСтраница 1
Можно составить карту наблюдений, в которую заносить результаты. Критерии приведены ниже.
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА.
1. Ребёнок, которому трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственнен.
2. Часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создавая конфликтные ситуации.
3. Часто обижается, но о своих обидах быстро забывает.
Известный американский психолог В. Оклендер: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуктюж, роняет ит ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов".
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
1. дефицит активного внимания,
2. двигательная расторможенность,
3. импульсивность.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенностъ:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться очереди,часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения.
5. Не может/контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень раз ные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет на одних уроках он успешен, на других - нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог можем предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Часто педагоги задают себе вопрос: "Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности?" Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что возрастом все пройдет.
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психиатру или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Импульсивный ребёнок отличается от гиперактивного.
Импульсивность, особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против", он быстро и непосредственно реагирует и нередко, столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты "Признаки импульсивности".
Признаки ИМПУЛЬСИВНОСТИ
(анкета)
1. Всегда быстро находит ответ на вопрос (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей
личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования
Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик.
Для определения психодинамических особенностей лич ...
Психологический эксперимент: естественный и лабораторный. Организация
экспериментального изучения детей с нарушениями в развитии
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о ...
Тест Тулуз-Пьерона
1. Тренировка выполнения теста
В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.
Инструкция к тренировочному тесту:
«Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа).
Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня ...