Интерпретация результатов исследования
Страница 1

Ученые единодушно признают, что эмоциональное благополучие является базисным компонентом, обеспечивающим нормальное психическое развитие ребенка, его физическое и психологическое здоровье (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Вместе с тем, большинство исследователей подчеркивает влияние особенностей семейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольников (Выготский Л.С., Эйдемиллер Э.Г., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Варга А.Я., Эльконин Д.Б, Божович Л.И., Дубровина И.В. и др.).

Наша работа выполнена с детьми младшего дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте вопросы, связанные с эмоциональным благополучием ребенка приобретают особую актуальность. Как уже было отмечено в теоретической главе и подтверждено эмпирическим исследованием, тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих эмоциональное благополучие ребенка дошкольника.

Нами были использованы методики, диагностирующие дисгармоничный тип родительского воспитания, а также тип эмоционального отношения родителей к ребенку – оптимально эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция и излишняя концентрация на ребенке. Было выявлено, что при определенном типе отношений преобладает тот или иной дисгармоничный тип родительского воспитания. Это подтверждено исследованиями ряда авторов Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я., Столин В.В., Юстицкис В.В. Так, оптимальный эмоциональный контакт у родителей с ребенком несвязан не с одним типом дисгармоничного воспитания, излишняя концентрация на ребенке наблюдается при гиперпротекции, а у родителей с излишней эмоциональной дистанцией присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания, а также предпочтение в ребенке мужских качеств.

Проблема эмоционального благополучия рассматривается недостаточно широко как в отечественной, так и зарубежной науке. Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» определяется как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. Эмоциональное благополучие формируется на основе эмоционального поведения ребенка, эмоционального отношения ребенка к семье и эмоционального принятия своих родителей. В своей работе мы выделили эмоциональное отношение ребенка к семье – эмоционально благоприятное, эмоционально нестабильное и эмоционально неблагоприятное и эмоциональное принятие и непринятие. Эмоциональное поведение дошкольников делится на условно нормативный, демонстративный и защитный типы.

Наше исследование подтвердило работы большинства авторов, занимающихся вопросом эмоционального благополучия ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) В целом эмоциональное благополучие ребенка характеризуется условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей, в то время как эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

Далее нами были выявлены взаимосвязи типов семейного отношения и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника. Так, в семьях, где преобладает оптимальный эмоциональный контакт, у детей наблюдается эмоциональное благополучное отношение к семье. В таких семьях между родителями и детьми существуют товарищеские отношения. Равенство родителей и детей, поощряется активность детей, семья объединена общей деятельностью.

В семьях дошкольников, где наблюдается излишняя эмоциональная дистанция преобладает эмоционально нестабильный тип отношения ребенка к семье. Это проявляется в чрезмерности требований/запретов, вынесении конфликта в сферу воспитания и воспитательной неуверенности родителей, вследствие чего у ребенка проявляется нестабильность поведения и отношения к своим родителям.

В семьях дошкольников, где проявляется излишняя концентрация родителей на ребенке наибольшего значения достигает эмоционально неблагополучное отношение к семье. Такие взаимоотношения являются следствием чрезмерной требовательности от ребенка, что не соответствует его развитию. Выявление взаимосвязей эмоционального поведения ребенка дошкольника с разными типами семейного воспитания показало следующее.

Страницы: 1 2


Процесс мышления
Мышление — (,зто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Виды мышления: ...

Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства. Эмоции ребенка отличаются многообраз ...

Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека
Отчего одним интересно учиться, а другим - нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие - нет? Почему одни хотят учиться, а другие - нет? Подобные вопросы часто задает себе каждый учитель. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо предварительно ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru