Формирование личности » Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии

Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии
Страница 1

Проблема личности, взаимоотношений личности и об­щества принадлежит к наиболее интересным и важным те­мам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но так­же и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Изучение, в частности, истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса:

1) что представляет собой общество (что делает общество устойчивым целым; как возможен социальный порядок)?

2) каков характер отношений между обществом как упо­рядоченной структурой, с одной стороны, и действующими в ней индивидами — с другой?[29] А индивид, как мы уже отметили, рас­сматривается как отправной момент для формирования личности от ис­ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Из этого следует, что проблема личности являлась и является по сей день является актуальной проблемой.

Далее мы будем рассматривать некоторые ас­пекты формирования и развития личности и постараем­ся охарактеризовать специфику процесса развития личности в условиях современной России.

Прежде всего отметим, что личность как объект общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязан­ных процессов - социализации и идентификации. Под социализацией при­нято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, соци­альных норм и ценностей, необходимых для его успешного функциониро­вания в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы при­общения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участвовать в со­циальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окру­жение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, шко­ле, средства массовой информации и т.д.[30] Именно в процессе социали­зации происходит формирование личности.

Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основа­тель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания”

врожденных свойств человека, в ре­зультате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную мо­дель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родитель­ского поведения, социальных установок и ценностей как своих собствен­ных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Содержание формирующего эксперимента
Формирующий этап эксперимента проводился автором дипломной работы с младшими школьниками из группы испытуемых в течение с марта по сентябрь 2006 года. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа. Пояснительная записка. Целенаправленное воздействие на детей 7-и летнего возра ...

Особенности эмоциональных отношений в семье
Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими. Эмоциональное отно ...

Авторитетный стиль
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либера ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru