Интерпретация результатов исследованияСтраница 2
Так, у дошкольников с оптимальным эмоциональным типом отношения в семье преобладает условно нормативный тип поведения, и дети как правило эмоционально принимают своих родителей. В таких семьях преобладают дружеские отношения, взаимопонимание. Родители к ребенку предъявляют посильные требования.
В семьях с излишней эмоциональной дистанцией преобладает демонстративный тип поведения по отношению к родителям и проявляется непринятие своих близких, в частности родителей. Такие отношения в семье возникают, как правило, из-за кратковременного общения, родители не замечают успехов детей, не интересуются их желаниями, вследствие чего ребенок старается показать себя и привлечь к себе как можно больше внимания. В семьях с концентрацией на ребенке со стороны детей преобладает защитный тип поведения, но в тоже время ребенок эмоционально принимает своих родителей, которые являются для него значимыми. Такое поведение является следствием того, что родители чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, подавляют его волю. При таком типе воспитания ребенок стремится сопротивляться, защищаться от навязчивости родителей.
Выводы
1. Анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников показал, что при оптимальном эмоциональном контакте родителей с ребенком дисгармоничных типов воспитания не выявлено. У родителей с эмоциональным типом воспитания излишняя концентрация на ребенке выражен тип дисгармоничного воспитания гиперпротекция. У родителей с эмоциональным типом излишняя эмоциональная дистанция присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания, а также предпочтение в ребенке мужских качеств.
2. Эмоциональное благополучие личности старшего дошкольника характеризуется следующими особенностями. Эмоциональное отношение ребенка к родителям дифференцируется на: эмоциональное благополучие у 43,1% дошкольников, у 27,5 % детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям, а у 29,4% дошкольников – эмоциональное неблагополучие.
Эмоциональное принятие своих родителей наблюдается у 62,7% дошкольников, у 37,3% детей не хотят принимать родителей в свое ближайшее окружение.
Эмоциональное поведение характеризуется тремя типами: 45,1% – условно нормативный тип поведения, демонстративный тип поведения преобладает у 29,4% детей, у 25,5 % детей выявлен защитный тип.
В целом эмоциональное благополучие ребенка в отношении к родителям связано с условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей. Эмоциональная нестабильность в отношении к родителям связана и с условно нормативным, и с демонстративным, и с защитным типами эмоционального поведения. И в семьях у таких дошкольников проявляется эмоциональное принятие своих близких. Эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.
3. Установлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника.
Так, демонстративный тип поведения у ребенка проявляется при недостаточности требований/обязанностей в семье, предпочтении детских качеств в ребенке, гипопротекции, а также при проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Защитный тип поведения проявляется при чрезмерности требований/запретов, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликта в сферу воспитания и излишней концентрации на ребенке.
Эмоциональное благополучие в отношении родителей связано с оптимальным эмоциональным контактом между родителями и ребенком. Эмоциональная нестабильность ребенка в отношении родителей проявляется при воспитательной неуверенности родителей, наличии фобии утраты ребенка, а также при неразвитости родительских чувств.
Эмоциональное непринятие своих родителей происходит при игнорировании потребностей ребенка, чрезмерности требований/обязанностей, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликтов в сферу воспитания и предпочтении в ребенке мужских качеств. Излишняя эмоциональная дистанция между родителем и ребенком также способствует эмоциональному непринятию ребенком своей семьи.
Современная психология как сложная система развивающихся наук. Принципы и
основные отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей л ...
Психолого-социальная работа в
специализированных учреждениях на примере учреждений республики Башкортостан
В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики.
Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям ...
Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бы рассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе: могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, выявляется задержка умственного раз ...