Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и
эмоционального благополучия личности старшего дошкольника. Программа
эмпирического исследованияСтраница 1
Анализ литературы показал, что семейные взаимоотношения, отношения между родителями и ребенком являются определяющими в формировании эмоционального благополучия. Именно оптимальность системы «родители-ребенок» определяет успешность развития эмоциональной сферы ребенка и его благополучия.
Эмоциональное благополучие ребенка развивается на основе его гармоничных отношений с родителями и эмоционального поведения в целом. Степень эмоционального благополучия зависит от стабильности эмоционального контакта между родителями и ребенком, который включает в себя эмоциональное благополучное отношение и поведение ребенка к семье. Дисгармоничные и неустойчивые стили воспитания приводят к эмоциональному неблагополучию ребенка, что выражается в нестабильном или даже неблагополучном отношении к родителям и приводит к защитному или демонстративному типу поведения ребенка к семье.
Целью
исследования является эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.
Задачи
:
1. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;
2. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;
3. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.
Объект исследования
: воспитанники МДОУ «Детский сад № 15» г. Кимры в количестве 51 человек, в возрасте 5 – 6 лет, их матери и отцы в количестве 51 человек.
Предмет исследования
: семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.
Основная гипотеза исследования:
особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.
Частные гипотезы:
1. Особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с дисгармоничным родительским воспитанием, а именно при выраженных дисгармоничных типах воспитания родителей, у ребенка более выражены демонстративный и защитный типы поведения, а также выражены эмоциональная нестабильность и эмоциональное неблагополучие в отношении к семьям.
2. Эмоциональное отношение родителей к ребенку взаимосвязано с эмоциональным поведением ребенка, а именно при оптимальном эмоциональном контакте у ребенка выражен условно нормативный тип поведения, а при излишней концентрации на ребенке – защитный тип.
3. Родительское эмоциональное отношение к ребенку взаимосвязано с эмоциональным отношением ребенка к семье, при выраженном типе родительского эмоционального отношения к ребенку – оптимальный эмоциональный контакт, у ребенка выражено эмоционально благополучное отношение к своей семье и, наоборот, при выраженной излишней эмоциональной дистанции родителя наблюдается эмоционально нестабильный тип отношения ребенка к семье.
Методы
:
методы математической статистики: описательная статистика, частотный анализ, методы анализа различий (Краскал-Уоллес, Манна-Уитни, таблицы сопряженности) статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерного пакета SPSS ver. 18.0.
Методики:
1. Методика «Анализ семейных взаимоотношений», предназначена для выявления дисгармоничного типа родительского воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);
2. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);
3. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В. Хьюлс, Л. Корман, А.И. Захаров);
Обсуждение
Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения& ...
Заключение.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
ü Принимать активное участие в жизни семьи;
ü Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
&uu ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального ра ...