Формирование и развитие
личности - проблема современной психологии и социологииСтраница 2
На этапе детства число агентов социализации постоянно растет. существенно меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.
На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.
На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая. социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.
Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.
Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.
Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.
Социальная жизнь сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нормальное ее течение, но и отклонения от него. особенно если мы рассматриваем особенности жизнедеятельности индивида в “кризисном” обществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.
Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Исследователи выделяют две главные мысли: “социальная дезорганизация” обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в социологии.[31]
Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В процессе эволюции общества соответственно меняются представления как о самом обществе, так и положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка о позитивном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анализом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана[32]. Он отмечает, что появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве (“политэкономического”) понятия общества, которое было в ходу с конца ХУШ века. Начало этому было положено спором между сторонниками идей о преимущественно материальной (экономической) и преимущественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновременно положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное. Такие понятия как “социализация” и “роль”, указывают на потребность в теоретическом опосредовании “индивида” и “общества”. Различие “индивида” и “общества” оказывается, наряду с историческим различием, основанием для (построения) теорий[33].
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Когда люди живут рядом (как это происходит в семейной жизни), они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.
а) Верно;
б) Не уверен;
в) Неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят вам:
а) Скорее беспокойство и страдания;
б) Затрудняюсь ответить;
в) Скорее радость и удовлетворение ...
Отличие материнской любви от других видов любви
«Любовь – удовлетворительный единственный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорит Э. Фромм. Однако что же такое любовь? Достаточно чёткого определения ещё не удалось дать никому. И эта трудность появляется, прежде всего, из–за многообразия видов любви, так как любовью отмечено вся человеческая деятельность во всех ...
Успешное обучение и факторы на него
влияющие
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
А. С. Белкин.
Чем успех является для ребенка?
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, ли ...