Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на
каждой ступени консультирования.Страница 6
-Мне нужна помощь.
Вопрос: “Как бы Вы хотели, чтобы Вам помогли?”
Следующее отличие метамодели - ограничение модели говорящего
. Этот критерий определяет ограничения. Расширив модель мира, можно помочь человеку обогатить свою модель мира и иметь больше вариантов для решения проблемы. Есть две его разновидности:
– универсальные квантификаторы;
– модельные операнты необходимости.
Универсальные квантификаторы
- обобщающие слова: “все”, “все”, “каждый”, “всегда”, “никогда”, “никто”, “всякий” и т.п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами, усиливается с помощью интонаций голова консультанта. Это заставляет человека искать исключения для своего обобщения и получать, в итоге, больше возможностей выбора.
Пример: - Я никогда не бываю уверенным.
Вопрос: “Вы никогда не бываете уверенным?”
Также можно задать вопрос, не было ли у клиента опыта, противоречащего этому обобщению:
– Вы абсолютно никогда не были в жизни уверенным?
– Были ли моменты в Вашей жизни, когда Вы были уверенным?
Пример: - Ты всегда мне лжёшь.
Вопрос: “ Всегда -всегда?”
Модальные операторы необходимости
- слова, указывающие на отсутствие выбора: “мне следует”, “я должен”, “я не могу”, “это необходимо”. Работе с этими ограничениями помогают 2 вопроса:
-Что Вам мешает?
-Что случится, если Вы этого не сделаете?
Пример: - Я не могу этого сделать.
Вопрос: “Что Вас останавливает?”
-Я должен заботиться о других.
Вопрос: “Что случится, если Вы перестанете заботиться о других?”
Семантически ошибочные формулировки
- составляют 3-ю группу отличий. Эти формулировки мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в иной ситуации. Выделяют 3 вида семантически ошибочных формулировок:
– потеря причинно-следственных связей;
– чтение мыслей;
– потеря субъекта.
Потеря причинно- следственных связей
- предположение, что некоторое действие со стороны “А” может заставить “В” действовать определенным образом или испытывать определенные эмоциональные переживания. Предполагая таким образом, человек реагирует, полагая, что у него нет другого выбора. Если противопоставить что-то этому предположению, появится возможность задуматься, действительно ли верно предположение о причинно-следственном отношении. Вопрос, помогающий в этом: “Каким образом “А” вызывает у “В” это?”
Пример: - Ты нарушаешь мои планы.
Вопрос: “Как я могу нарушать твои планы?”
-То, что ты пишешь на стене, меня достает.
Вопрос: “Каким образом то, что я пишу на стене, может тебя доставать?”
Чтение мыслей
- это способ обнаружения, что кто-то действует на основании иллюзий, а не информации. Вопросы типа: “Каким образом Вы узнаете, что “А” .?” помогают говорящему осознать или даже поставить под сомнение вопрос предположения, казавшийся очевидным.
Пример: - Я знаю, что для него лучше.
Вопрос: “Как Вы узнаете это?”
-Он никогда не думает о последствиях.
Вопрос: “Как именно Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?”
Потеря субъекта
- выражается в утверждениях, принимающих форму обобщения по поводу мифа. Обычно это суждения типа: “Так нельзя поступать”, “Вот как нужно делать”, “Это нехорошо” и т.п.
Пример: - Неправильно полагаться на благотворительность.
Вопрос: “Для кого неправильно это?”
-Так нельзя поступать.
Вопрос: “Кому так нельзя поступать?”
Таким образом, метамодель - это набор средств, дающих возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию клиента. Они помогают придерживаться опыта клиента (а не идти внутрь себя), извлекая новые возможности для роста его собственных ресурсов.
Третья ступень консультирования
- формулирование желаемого результата. Уточнение цели клиента и проработка ее позволяют точно формулировать проблему клиента.
По мнению специалистов, формулировка проблемы должна включать личное местоимение (“Я”) и конкретное содержание, давать различные аспекты проблемы, что сделает понятным для клиента последующие стратегии работы с консультантом, содержать конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы.
Постановка цели
- цель выводится из определения проблемы и должна быть конкретной, оперативной и реалистичной.
Признаки хорошо сформулированной цели:
– Значима для клиента.
Мотив аффилиации
Содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Г. Мюррей, так определяет потребность человека в аффилиации: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. ...
Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана
Рубрикатор
1. «Измерение мотивации достижения», (ТМД).
2. А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов.
3. Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты.
4. Студенты.
5. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух об ...
Анкетирование показало следующие результаты.
Испытуемый № 1
1) По результатам теста Д. Голланда Испытуемый № 1 набрал максимальное количество баллов по двум типам: исследовательский и социальный:
Предпочитаемые виды деятельности для исследовательского типа:
· сбор информации, ее систематизация, анализ;
· выполнение сложных или абстрактных заданий;
· решение проблем через разм ...