Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Основные этапы становления научной психологии

Основные этапы становления научной психологии
Страница 5

Итак, есть единая субстанция. Все вещи, все процессы— это состояния субстанции, или ее модусы. Они вступают в связи, объединяются; человек — это сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом, Душа понимается как ум, как модус мышления и состоит из модусов-идей. Человек тем самым (оставаясь целостным!) как бы разделяется на два измерения. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него.

Душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (вспомните идею Аристотеля — Спиноза согласен с ним), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа, по Спинозе, как бы служит телу — она стремится к образам того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного Душа, сказали мы выше, состоит из идей. По каким же законам связываются идеи?

Спиноза выдвигает тезис, согласно которому «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»; с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других», - так формулирует Спиноза правило, называемое теперь законом ассоциации, т. е. специфической связи, устанавливаемой между идеями; тем самым содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется опять-таки законом «вещных», телесных взаимодействий. Этот принцип, отчасти наличествующий и у Декарта (хотя и не сформулированный столь явно), и в работах ряда других философов, стал одним из ведущих в философии и так называемой ассоцианистической психологии, главенствовавшей по существу до начала XX века.

Термин «ассоциация» был введен английским философом, педагогом Джоном Локком (1632—1704), которого иногда называют «отцом общей психологии». Для него ассоциация — один из механизмов мышления, причем не главный; но именно в английской мысли впоследствии возникает собственно ассоциативная психология, где ассоциация становится универсальным объяснительным принципом (Д. Гартли, 1705—1757).

Локк выступил как главный противник Декарта по вопросу о врожденных идеях. Знание, согласно Локку, основывается на опыте. Опыт двояк: его источники — ощущения и рефлексия (под рефлексией понимается наше восприятие того, как мы мыслим, и суждение об этом процессе). Из этих двух источников разум получает идеи — все, что является объектом человеческого мышления. Изначальных же — врожденных — идей нет; человек рождается как «табула раза» — чистая восковая доска, на которой можно написать все, что и будет потом знанием. Эта идея непосредственно соотносится с практикой педагогики и — позже — с проблемами психологии личности и педагогической психологией, составляя основу так называемых «теорий среды», утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий в формировании психики; им будут противостоять «теории развития», утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития и берущие начало от идей французского философа Ж.-Ж. Руссо.

Согласно Локку, идеи ощущений в ходе развития" предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные.

Итак, опыт имеет «атомарный» характер, т. е. Можно выделить простейшие его составляющие; более сложные существуют как сумма простых, связанных по ассоциации.

Идеи Д. Локка активно развивались в ассоцианизме XVIII и XIX"вв.; психология (все еще донаучная!) основное внимание сосредоточивает на изучении умственной деятельности, познания, объясняемого на основе принципа ассоциации, выделения типов ассоциаций и их взаимодействий.

Итак, XVII век ознаменовал новый этап в развитии психологических учений, что нашло воплощение в основных принципах ассоцианизма, явно или неявно присутствовавших в разнообразных теориях XVIII и XIX столетий. Эти теории смогли быть идеалистическими (н-р, Д. Беркли) или материалистическими (Д. Гартли), рассматривать проблемы математического обоснования-психологии (И.-Ф. Гербарт) или обсуждать проблемы наследственной памяти (Г. Спенсер), быть сугубо философскими (Д. Юм) или выходить в практику (Д. Милль) — несмотря на огромное разнообразие подходов, основные принципы ассоцианизма, заложенные в XVII веке, определяли главные черты психологически-ориентированных концепций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Культурно-историческая концепция личности
В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно опре­делить как специфический вид активности человека, направленный на познание и твор ...

Развитие мышления в онтогенезе
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества. Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющи ...

Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины как будущего отца
В связи с полученными в ходе исследования результатами, наши рекомендации будут сосредоточены на том, чтобы люди, проживающие в определенном обществе, не ссылались на существование гендерных стереотипов и семейных ролей, а выполняли работу по дому; работали; в нашем случае – осуществляли уход за ребенком, воспитание совместно, со всем в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru