Мотивационные процессы

Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз­никновению мотивов — внутренних побудителей к актив­ной деятельности или поведению.

Потребность

— это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

потенциальные и актуализированные;

материальные и духовные;

биологические и социальные;

просоциальные и асоциальные;

индивидуальные, групповые и общественные;

здоровые и нездоровые;

ведущие и второстепенные;

устойчивые и неустойчивые;

реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

—потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.;

—потребности в безопасности ~ чувствовать себя за­щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

—потребности в принадлежности и любви — принадле­жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при­нятыми ими;

—потребность уважения (почитания) — одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус­пехов;

—познавательные потребности — знать, уметь, пони­мать, исследовать;

—эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота;

—. потребность в самоактуализации — реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

На основе этой классификации Маслоу создал свою ие­рархическую теорию мотивации, согласно которой инди­вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре­мится удовлетворить потребности более высокого уровня. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ­ных психических явлений (как осознанных, так и не­осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на­мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от­ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль­труистические мотивы (стремления к бескорыстной по­мощи) и другие.

Человек может одновременно находиться под воздейст­вием нескольких мотивов (полимотивированность), кото­рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сфор­мулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в осно­ве которого лежит наиболее важная потребность.


Психологическая помощь на разных этапах развода
Развод включает два периода— собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы; 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация. Стадия, предшест ...

Результаты констатирующего эксперимента
Общие результаты в контрольной и экспериментальной группах, выглядят следующим образом (См. Диаграмма №1): Диаграмма №1 Сравнивая обе группы детей, мы отметили практически одинаковый уровень владения сюжетно – ролевой игрой. Анализируя полученные данные по параметрам обследования игры в экспериментальной и контрольных группах, мы п ...

Варианты синдрома
Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения: · синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; · синдром дефицита внимания без гиперактивности; · синдром гиперактивности без дефицита внимания. Чаще всего встречается первый вариант заболевания - сочетание гиперактивности и невнимате ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru