Терминологический словарь
Страница 1

Мотив -

внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотива́ция

(от lat. movere) - 1) побуждение к действию;

2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Аффилиация (

от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. Стресс) ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

Валидность

(от англ. valid - пригодный) - один из основных критериев качества теста. Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. Например, В. измерения интеллекта зависит: от определения понятия "интеллект", представляющего ту или иную авторскую концепцию этого феномена; от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава тестовых заданий, поэтому важным является вопрос концептуальной В. теста. Чем больше задания теста соответствуют той или иной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную В. по отношению к данному критерию. Определение В. теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? для какой цели? по какому критерию? Таким образом, понятие В. относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профориентации, профотборе, в научных исследованиях.

Проективный метод

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией.

Психодиагностика

(от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Когнитивная теория -

Любая теория личности, которая придаёт особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека

Дефицитарные мотивы -Онсовные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности.

Мотивы роста -потребности высшего уровня, связанные с врождённым побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни.

Возбуждение

- свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы В. - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения В. из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Тем самым В. стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением - регулятором активности всех органов и систем организма.

Страницы: 1 2


Краткий обзор методов и методик, используемых в диагностике младших школьников. Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. ...

О смыслах " космического воспитания" детей
Мария Монтессори начала разрабатывать принципы "космического воспитания" детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве ...

Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru