Описание методов

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Рисунок семьи». Для исследования использовалось: лист белой бумаги А4, 24 цветных карандаша. Рисунок проводился по отдельности с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». После того, как он выполнит задание, спрашивалось: кто здесь нарисован.

Обработка данных: каждый рисунок оценивался в баллах по критериям:

· Размер фигур

· Цветовая гамма

· Количество людей

· Наличие лишних деталей или людей

· Расположение ребенка относительно родителей

· Нажим

· Детализация человека

Каждый критерий оценивался максимум в 10 баллов.

Результаты: дети младшего дошкольного возраста за рисунок получили от 22 до 39 баллов, а дети старшего дошкольного возраста – от 58 до 66 баллов. 50 % испытуемых на рисунках не рисовали себя, изобразили схематичный рисунок. Это дети младшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста изобразили себя на рисунках, рисовали яркие и детализированные рисунки.

Выводы: исходя из анализа рисунков детей мы пришли к выводу, что 50% детей относятся к эмоционально благополучным (дети старшего дошкольного возраста), и 50% относятся к эмоционально неблагополучным (дети младшего дошкольного возраста).

2. Краткий цветовой тест Люшера. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Карточки всех цветов был разложены на столе перед детьми. Для детей 5-7 лет предлагалось выбрать цвет, который сейчас больше всего нравится. Ребенок показывал его, а исследователь убирал данную карточку. Так продолжалось до того момента, пока все карточки не были убраны. Детям 3-4 лет все цвета раскладывались в виде ромашки и задавался вопрос: какой лепесток ты сорвешь первым. И так до того момента, пока все лепестки не были убраны. Последовательность выборов заносилась в таблицу.

3. Метод Анкетирования. Для данного эксперимента была использована анкета на выявление отношения матери к ребенку. Состоит из 42 вопросов с вариантами ответов в скобках, которые нужно подчеркнуть (Приложение 1). Анкета давалась домой на 1 неделю.

Обработка данных: ответы анкеты обрабатывались в баллах:

Всегда, да – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко, не знаю – 1 балл

Никогда, нет – 0 баллов.

Если данный ответ имел отрицательное значение, то баллы ставились наоборот. Все вопросы разделены на 3 шкалы:

1. Чувствительность – нечувствительность

2. принятие – отвержение

3. Поддержка – игнорирование

Результаты: все матери относятся к своим детям чувствительно, все их поддерживают, 90% матерей принимают своих детей.


Особенности развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...

Состояние проблемы духовности в психологической науке
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психологии в России. Этому мешает огромное количество «белых пятен»: плюралистичность философских взглядо ...

Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Описание и обоснование выбора методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru