Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство и отцовство как социальные институты

Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство и отцовство как социальные институты
Страница 4

В традиционной китайской семье сын должен почитать отца и сам с четырёхлетнего возраста пользуется большим уважением у женщин.

В японской семье власть отца как главы дома была и остается исключительно большой. Как пишет И.С. Кон, «он мог исключить из списка членов семьи любого нарушитель семейных правил, расторгнуть брак сына (до 30 лет) или дочери (до 25 лет)». (Кон И.С.,1988, с.20).

В восточной семье в отношениях отца и ребёнка также преобладают почтительность и поклонение.

Латиноамериканская семья отличается властным, грубым, жестоким отцом, который с презрением относится к уходу за детьми, считая это недостойным занятием для настоящего мужчины.

Таким образом, как можно видеть из представленных данных, во всех традиционных семьях есть общая черта: отец это, прежде всего авторитет, олицетворение власти, которой ребёнок должен подчиняться.

Однако в постиндустриальном обществе ситуация значительно изменилась. Прежде всего, налицо общее ослабление института брака. В 1999 г. Почти 28% всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегестрированного брака, за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более, чем вдвое, причем данное явление не является исключительно российским. Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. санкт-петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20%, а среди 30-39-летних – только 17%. (Кон И.С., 2003). Что касается вопроса обеспечения семьи, то, по-прежнему роль добытчика закрепляется за мужчиной, а женщины распоряжаются этими средствами. Мужчины по-прежнему работают больше часов и зарабатывают больше своих жен.

Что касается заботы о детях, то более молодые и образованные мужья готовы взять на себя часть семейных дел, но эти сдвиги происходят очень медленно. Если судить по реальным затратам времени, то разница между мужчинами и женщинами в постсоветский период даже увеличилась. В 1992 г. женщины тратили на домашнее хозяйство 8 ч., а мужчины – 3ч. (Кон И.С., 2003).

После этих исследований прошло всего лишь несколько лет, но ситуация в сфере родительства и отцовства, в частности, продолжает меняться. Так, И.В. Павлов в 2005 г. исследовал образы отцовства в современной рекламе, которые мы рассмотрим чуть позже.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация в сфере родительства такова, что постепенно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализовать себя как личность. В то же время мужчина выполняет не менее значимые родительские функции.

Страницы: 1 2 3 4 


Выводы по исследованию
По результатам исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. У супругов удовлетворенных браком показатели по всем шести шкалам превышают средний балл, что говорит о сформированной коммуникации между супругами. У супругов неудовлетворенных браком показатели по этим шкалам не превышают среднего значения, что свидетельствует о том, что в ...

Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи специалиста по сервису и туризму всегда оставалось неизменным. Преподавание отечественного языка в обуч ...

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Найди два одинаковых предмета Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагается: а) р ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru