Нарушения, вызывающие СДВГСтраница 1
Энергоснабжение
Дефицит энергетического снабжения можно наблюдать при энцефалографическом исследовании. Ребёнок сидит с открытыми глазами и выполняет какие-то действия, в соответствии с инструкциями врача.
В это время в электрической активности мозга доминирует "альфа-ритм", то есть мозг "спит".
В норме "альфа-ритм" возникает, если человек сидит с закрытыми глазами, вокруг ничего не происходит, нет никаких раздражителей и нет никакой реакции на что-либо извне.
Естественно, ребёнок, находясь в "альфе", не может выполнять какой-либо вид деятельности качественно. Таким способом мозг компенсирует недостаток энергоснабжения.
Это объективный фактор. Субъективно, детей СДВГ иногда называют "дети-индиго" из-за ауры интенсивно синего цвета. Всё зависит от того, под каким углом толковать данное нарушение.
Для кого-то это вовсе не нарушение, а особенность, чуть ли не инопланетность. Беда в том, что маленьким инопланетянам трудно заниматься какой-либо деятельностью, соответственно, если не тренировать дефицитарные функции мозга, их шансы преуспеть в жизни не очень большие.
Архаичность и незрелость связей
Образование связей, которые очень интенсивно развиваются в мозгу ребёнка в первые годы жизни, имеет сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком. Это отвлекает внимание и снижает эффективность выполнения задания.
Опять нужна дополнительная энергия, чтобы скомпенсировать эти архаичные механизмы, а её в резерве не так уж и много.
Вопросы личной зрелости
Если дефицитарный ребёнок созрел личностно, он прилагает усилия, чтобы соответствовать ожиданиям хотя бы родителей и ближайшего окружения. Он старается сидеть сложа спокойно руки, делает усилия, чтобы сосредоточиться на задании или понять о чем говорят, удерживать себя от выкрикиваний, необдуманных высказываний и действий.
Однако, ответ на усилия ребёнка вести себя правильно, у него возникают различные расстройства в соматической сфере. Ребёнок начинает чаще болеть, возникают аллергии. Во всех этих болезнях компенсации гораздо больше, чем первичных проявлений.
Органические поражения мозга
В качестве причин СДВГ называются самые разнообразные факторы: отравление свинцом, алкогольные интоксикации, родовая травма и асфиксия, неблагоприятное течение беременности, задержка созревания лобных структур головного мозга. Однако, далеко не всегда, собирая информацию о конкретном ребёнке, удается обнуружить вышеперечисленные факторы.
Черепномозговые травмы и нейроинфекции
Раньше считалось, что черепно-мозговые травмы и нейроинфекции у детей могут приводить к возникновению минимальной мозговой дисфункции с ослаблением внимания, отвлекаемостью и гиперактивностью. Проведенные в 80е годы исследования не обнаружили одинаковые последствия у пациентов, которые перенесли черепномозговую травму или нейроинфекцию. Обширные поражения мозга скорее означали очень высокую степень риска возникновения умственной отсталости и различных психических нарушений, но гиперактивность и слабость внимания проявлялись крайне редко.
Пренатальные и перинатальные факторы
Считается, что дети, перенесшие асфиксию во время рождения, а также воздействия различных вредностей во время беременности матери попадают в группу риска возникновения СДВГ. К таким вредностям относятся употребление алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение матери во время беременности.
При сравнении анамнеза здоровых детей и детей с СДВГ, у последних обнаруживаются различные заболевания матери, включая токсикозы и эклампсии, первая по счету беременность, возраст матери ниже 20, переношенная беременность, длительные роды, а также заболевания ребёнка на первом году жизни.
Отдаленные последствия перинатальных паталогических воздействий компенсируются социально-экономическими факторами. У детей в семьях с достаточно высоким социально-экономическим уровнем выравнивание состояния происходит уже к школьному возрасту. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом продолжают проявлять признаки СДВГ, начав обучаться в школе.
Семейные факторы
К отрицательным семейным воздействиям относятся криминальное окружение и тяжелые разногласия родителей. Особый акцент делается на нейропсихиатрические нарушения, пьянство, отклонения в сексуальном поведении у родителей, у матери прежде всего. Когда ребёнок получает дополнительные стрессовые воздействия, компенсаторные механизмы его мозга не могут реализоваться в полной мере. У детей, родившихся здоровыми, также наблюдаются различные нарушения внимания под воздействием отрицательных семейных факторов.
Результаты исследования
Статистический анализ результатов обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации.
Для вычисления значимых различий использовался t-критерий Стъюдента[59] Критические значения показателя t = 2,05; для р <= 0,05
Показатель
Среднее значение контрольной группы
Среднее значение экспери ...
Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, ...
Механизмы формирования мотивов
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механи ...