Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство
и отцовство как социальные институтыСтраница 3
Прямо противоположное наблюдается у народов Южной Африки и нашего Кавказа, где общение отца с ребёнком на протяжении нескольких первых лет жизни находится под строгим запретом. Если мужчина проявит хоть какую-нибудь ласку по отношению к ребёнку, он будет считаться опозоренным на всю жизнь. У народа Тонга нарушение этого запрета, по их представлениям, будет сопровождаться болезнью и смертью. Лишь после 7 лет отец с сыном могут поговорить друг с другом, но их отношения обычно натянутые и лишены каких-либо эмоций. Отец является строгим начальником, а сын должен подчиняться ему. Напротив, у кочевых племён Северной Аравии сын привязан к отцу, хотя их отношения также строятся по принципу подчинения. У племени Квома (Новая Гвинея), как и у Манус ребёнка отнимают у матери, но это происходит значительно позже (в 3 года), что ведёт к враждебным отношениям между сыном и отцом, которые могут смягчиться лишь только после обряда инициации. У южноафриканских бушменов уход за детьми полностью возложен на женщину, но с отцом сохраняются тёплые, дружеские отношения. Отец играет с ребёнком почти с самого его рождения. Постепенно отец обучает его охоте и правилам поведения. А вот отношения с дочерью становятся с каждым годом прохладнее. В целом, время общения с ребёнком составляет 20-30% от свободного (Кочубей Б.И.,1990).
Помимо отца в некоторых культурах воспитанием детей может заниматься другой мужчина, чаще всего брат матери, который выполняет функции нежного и заботливого отца. Это связано с тем, что «биологический» отец занят другими делами, либо отстранён от ребёнка религиозным запретом или выступает в роли грозного властителя. Например, на Тробриановых островах в Тихом океане, дядя выполняет практически все функции отца и слово «отец» звучит как «муж моей матери».
Разнообразие отношений мужчина-ребёнок встречается даже в полиандрических культурах, где одна женщина может быть женой многих мужчин. В одной из культур на Маркизских островах в Тихом океане главой семьи является старший сын женщины. А вот у народности Южной Индии существует понятие «социального отца», который помогает в воспитании ребёнка и выбирается из числа мужей по жребию.
В целом, как свидетельствуют данные анализа американских этнопсихологов М.Вест и М.Каннер по 80 обществам примитивного типа из Африки, Азии, Южной Америки, Австралии и Океании, в половине случаев отец регулярно играет с ребёнком уже в возрасте до 2 лет; в 60 обществах отец постоянно общается с ребёнком 2-5 лет. ( Кочубей Б.И., 1990).
Иными словами, можно сказать, что постоянные контакты отцов с детьми среди примитивных народов скорее правило, чем исключение.
Кроме того, взаимоотношения отца и ребенка отличаются по тому, в каких племенах они проживают. Так, Вест и Каннер выделяют 3 типа обществ, которые заметно различаются по тому, какое место занимает отец в семье и как участвует в воспитании детей. (Кочубей Б.И., 1990).
1. Культуры, где основным занятием является собирательство или садоводство. Браки здесь моногамные и разделение труда между мужчиной и женщиной невелико: женщина участвует в добывании пищи, а мужчина большую часть времени уделяет домашнему труду. Такие народы не отличаются воинственностью и агрессивностью, поэтому отцы здесь очень близки к детям, играют с ними и даже балуют.
2. Культуры, основной производственной деятельностью которых, является охота и земледелие. Семьи здесь полигамные, что становится дополнительным фактором, отделяющим ребёнка от отца; разделение труда менее строгое и женщины также работают в поле. Мужчины в таких обществах мужественны и агрессивны и часто участвуют в различных войнах и насилии, поэтому их контакты с детьми сведены к минимуму и дети растут под влиянием матери.
3. Высокоразвитые земледельческие культуры, где семьи чаще всего моногамные. Более совершенное политическое устройство уменьшает значение войн и насилия. Отец хоть и играет с ребёнком, но в повседневном уходе за ним не участвует, поэтому ребёнок значительно больше привязан к матери.
Что касается индустриальных стран с традиционной культурой, то в каждой из них отношения ребёнка и отца строятся по- разному.
Схема профессиограммы
Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы, Э.Ф. Зеером разработана обобщенная схема профессиограммы [1]. ...
Мышление и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью.
И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, осмысления и передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Собственно, языки и сформировались вместе с мышлением ...
Психологические
особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально –
психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих,
получивших ранения
Данные психодиагностического обследования разных лет показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем в группе без диагноза. Обследование афганских ветеранов подтведило существование зависимости между тяжестью боевого опыта (количеством ...