Интерпретация результатовСтраница 2
2
207 (a£0,05)
3) Uкр(по таблице) 174 (a£0,01)
4) 290 > 207 ® Но
Принимается гипотеза Но: различий между учащимися 2-го и 3-го классов по данному признаку нет.
по 3-му субтесту (на умозаключение по аналогии) было выявлено, что учащиеся 2А класса превосходят учащихся 3А класса по уровню развития операции «умозаключение по аналогии».
1) Тх = 668,5
nx = 23
2) Uэмп = (23*25) + 23*(23+1) - 668,5 = 185,5
2
207 (a£0,05)
3) Uкр(по таблице) 174 (a£0,01)
4) 185,5 < 207 ® Н1
Принимается гипотеза Н1: различия между учащимися 2-го и 3-го классов по данному признаку есть.
по 4-му субтесту (на обобщение) учащиеся 3А класса превосходят учащихся 2А класса по уровню развития операции обобщения.
1) Тх = 716,5
nx = 25
2) Uэмп = (23*25) + 25*(25+1) - 716,5 = 183,5
2
207 (a£0,05)
3) Uкр(по таблице) 174 (a£0,01)
4) 183,5 < 207 ® Н1
Принимается гипотеза Н1: различия между учащимися 2-го и 3-го классов по данному признаку есть.
В целом по всему тесту учащиеся 3А класса не превосходят учащихся 2А класса по уровню развития словесно-логического мышления.
1) Тх = 636,5
nx = 25
2) Uэмп = (23*25) + 25*(25+1) - 636,5 = 263,5
2
207 (a£0,05)
3) Uкр(по таблице) 174 (a£0,01)
4) 263,5 < 207 ® Н0
Принимается гипотеза Н0: различий между учащимися 2-го и 3-го классов по уровню развития словесно-логического мышления нет.
Гипотеза не подтвердилась: учащиеся 3-го класса не превосходят учащихся 2-го класса по уровню развития словесно-логического мышления.
Качественно анализ результатов показал, что наибольшие сложности у основного числа испытуемых вызывали субтесты 3 (умозаключение по аналогии) и 4 (обобщение). Это может говорить о том, что у ряда учащихся данных классов недостаточно сформированы такие операции мышления как обобщение и умозаключение по аналогии. Учащиеся испытывают трудности при решении заданий, где необходимо использовать логическое мышление (3 субтест), т. к. меньше всего заданий учащиеся выполнили именно при работе с 3 субтестом. Детям еще сложно проводить аналогии между предметами, явлениями. Следовательно, работа учителя, психолога и других специалистов школы должна быть направлена на развитие именно этого компонента мышления.
Наиболее успешно учащимися были выполнены 1 и 2 субтесты на общую осведомленность и классификацию, что говорит о сформированности у детей данных компонентов, операций мышления и на их развитие не надо уделять особого внимания.
По результатам беседы с учителями 2-го и 3-го классов можно отметить тот факт, что не у всех учащихся уровень успешности выполнения заданий теста соответствует уровню успешности в учебной деятельности. Например, если ученик по тесту имеет средний (3) уровень успешности, а по основным школьным предметам – «4» и «5», то это может быть связано не только с особенностями его мышления, но и с другими параметрами: личностными – ребенок усидчивый, старательный; с особенностями памяти – ученик заучивает материал наизусть и др. Следовательно, за счет других качеств ученик может повысить свою успеваимость. И, наоборот, учащийся имеет высокий (4) уровень успешности выполнения заданий теста, а учится по основным предметам на «3» и «4». На его успеваемость могут влиять такие параметры как особенности учебной мотивации, особенности процессов внимания и памяти, личностные особенности: усидчивость, старательность, аккуратность.
Результаты обследования показали, что учащиеся 2А класса по уровню развития словесно-логического мышления не отличаются от учащихся 3А класса, несмотря на то, что младше их по возрасту. Интересно то, что учащиеся 2А класса выполнили лучше задание на «умозаключение по аналогии», чем учащиеся 3А класса. Это может говорить о том, что у учащихся 2А класса лучше развито логическое мышление, чем у учащихся 3А класса. Хотя, как показывают теоретические данные (В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Л.С. Выготский), уровень развития учащихся 3-го класса (9 лет) должен быть выше, чем у учащихся 2-го класса (8 лет).
Закономерным является то, что учащиеся 3-го класса лучше справились с заданием 4 субтеста, чем учащиеся 2-го класса. Что говорит о более высоком уровне развития операции обобщения у учащихся 3-го класса.
Волевые процессы
Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятств ...
Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам
эмпирического исследования
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. В психологии основные гендерные исследования направлены на изучение и анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в социуме, затрудняющих ...
Вопросы к государственному экзамену по специальности «специальная
психология»
БЛОК 1:
Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.
Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно долж ...