Другая психология » Основы психологии и педагогики » Развитие высшей школы в современном мире

Развитие высшей школы в современном мире

В последнее время в развитых странах система высше­го образования интенсивно трансформируется. Сущест­венно меняются цели и задачи высшей школы. Она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда для разных сфер экономики, культуры, управления.

По-прежнему сохраняется определенное число эли­тарных вузов (Гарвардский, Стэндфордский, Колумбий­ский и другие университеты США, Оксфордский и Кем­бриджский в Англии, так называемые «Большие школы» во Франции и т.д.)

Вместе с тем расширяется сеть разнообразных послес-редних учебных заведений, реализуя тенденцию стрем­ления к массовости высшего образования.

Некоторые университеты, особенно в США, берут очень высокую плату за обучение, непосильную даже для семей, относящихся к «среднему классу». Тем не менее, принцип доступности послесреднего образования все шире пробивает себе дорогу.

В большинстве западных стран и в Японии практиче­ски завершается повсеместный переход на трехступенча­тую модель организации послесреднего образования. При этом каждая его ступень рассматривается как этап в получении высшего образования и завершается вручением соответ­ствующего свидетельства или диплома.

Первая ступень (как правило, двухлетняя) закрепляет общеобразовательные знания, полученые в школе, гото­вит специалистов среднего звена и закладывает основу для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В Англии — это политехниче­ские колледжи, во Франции - технологические институ­ты, в Германии — высшие профессиональные школы, в США и Японии — младшие колледжи.

Вторая ступень дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, агроном, психо­лог, юрист и т.п.). Обучаясь здесь 2-3 года, студент полу­чает степень бакалавра. Кто желает повысить свою квали­фикацию, занимается еще 1—2 года, защищает диссерта­цию и получает степень магистра.

Третья ступень предназначена для тех, кто уже полу­чил степень магистра. Успешное завершение обучения на этой ступени (экзамены, стажировка, диссертация) дает степень доктора наук, что приблизительно соответствует нашей степени кандидата наук.

На Западе считается, что университет — это вершина образовательной лестницы, что именно он, а не отрас­левые вузы в состоянии сформировать высококвалифи­цированных специалистов, имеющих не только необходимую профессиональную подготовку, но и глубокие зна­ния в области гуманитарных проблем.

В развитых странах заочные и вечерние отделения вузов охватывают около 15—20% студентов. У нас этот по­казатель в два раза выше.

Лучшие западные университеты являются крупнейши­ми научными центрами. В США, Англии, Германии там сосредоточено более половины всех ученых. Особенно стимулируется проведение фундаментальных исследований, что позволяет, развивать научный потенциал сотрудников, приобщать к исследовательской деятельности студентов, а также способствует привлечению к работе в университетах крупных отечественных и зарубежных ученых.


Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношения ...

Диапазон сексуальной приемлемости
Этот вопрос тесно связан с предыдущей темой сексуальных желаний и потребностей. Еще до того, как человек начинает заниматься сексом практически, у него уже имеются определенные представления о сексе. Он что-то слышал от сверстников, что-то от взрослых, слышал анекдоты на эту тему, видел какие-то фильмы, телевизионные передачи. И в итоге ...

Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Организация исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru