Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностиСтраница 3
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению "открытости" по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей(дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове.
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений,которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на "скамью запасных", лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.
При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Кроме предложенной ниже нейропсихологической коррекционно-развивающей программы с элементами психотерапии для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, возможно использование следующих приемов в работе с детьми с СДВГ:
1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).
2. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).
3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.
Следует помнить, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно ограничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлений этих нарушений.
Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:
1. Ритмирование правого полушария - занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.
2. Активизация работы стволовых отделов головного мозга - плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
3. Развитие межполушарного взаимодействия - восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.
4. Снятие импульсивности и гиперактивности - упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
5. Развитие устойчивости внимания:
o длительная сортировка и нанизывание бусинок;
o развитие способности к произвольному переключению внимания - чтение алфавита, перемежающегося со счетом;
Синдром эмоционального выгорания. Синдром
эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, д ...
Секс как игра
Делу - время, потехе - час. А в какое место Вы поместите секс? В дело или в потеху? Давайте только определимся с термином "потеха". Когда возникла эта поговорка этот термин был вполне положительным термином, а сейчас это - устаревший термин, в котором есть какой-то негативный оттенок, который мешает назвать секс потехой. Поэто ...
Особенности личности детей с задержкой психического
развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка ...