Исследования черт темперамента у взрослыхСтраница 3
Правда, в более поздней работе М.С. Егорова [57] предположила, что, несмотря на расхождение в абсолютных оценках различных особенностей поведения, даваемых разными экспертами, уровень внутрипарного сходства и, следовательно, оценки наследуемости могут оставаться теми же. Однако, как следует из приводимых ею данных, это не всегда так. Например, наследуемость двигательной активности действительно оказывается одинаковой по оценкам матери, воспитателей в детском саду и учителей (0,96; 0,91; 0,92 соответственно), но по познавательной активности картина иная (0,28; 0,38; 0,79) и т.д.
Помимо таких, относительно простых по составу, схем описания той подструктуры индивидуальности, которую можно отнести к категории темперамента, существуют более сложные схемы, включающие в себя и черты, которые в отечественной психологии относят скорее к уровню собственно личностных черт. Наиболее известны 16-факторная шкала личностных черт Р.Кеттела и так называемая «Большая пятерка»[1] – менее известная у нас модель описания личности, построенная на основе суждения людей о себе и о других (т.е. на имплицитных, субъективных представлениях, воплощенных в прилагательных, используемых людьми для описания индивидуальности).
«Большая пятерка», вызвавшая немало споров [90], завоевывает все большую популярность, появляются попытки свести более сложные, дробные схемы дескрипторов индивидуальности к пяти факторам. В основном варианте эти пять факторов обозначаются так:
1) экстраверсия, энергетика, энтузиазм (Surgency);
2) готовность к согласию, альтруизм, расположение (Agreeableness);
3) добросовестность, ответственность (Conscientionsness);
4) нейротизм, склонность к отрицательным эмоциям, невротичность (Emotional Stability);
5) открытость, оригинальность (Culture/Openness).
Дж. Лоэлин в упомянутой книге, обобщив имеющиеся исследования (их, правда, немного) с помощью метода подбора моделей, приходит к следующим выводам. Аддитивный генетический компонент объясняет 22–46% дисперсии факторов «Большой пятерки», причем выше всего генетические влияния в пятом и первом факторах. Небольшой эффект имеет специфическая сиблинговая среда (4-11%), кроме первого фактора, где ее величина столь мала, что ею можно пренебречь. Заметна роль и специфической среды МЗ пар: она ответственна за 11-19% вариативности первых четырех факторов и 2-5% - последнего, пятого. И наконец, половина дисперсии (44-55%) остается пока не объясненной; она может определяться и индивидуальной средой, и гено-средовым взаимодействием, и ошибкой измерения.
В этих результатах наиболее близкие к понятию темперамента факторы – первый (экстраверсия) и четвертый (эмоциональная стабильность) – имеют при использовании разных генетико-математических моделей 27-36% наследуемости и небольшое, но четкое влияние МЗ среды (15 и 17% соответственно).
По-видимому, исследования генотип-средовых отношений в оценках динамической стороны поведения затруднены и из-за более низкой надежности диагностических методик, и из-за чувствительности данных параметров к оттенкам диадических взаимодействий (например, в парах близнецов). Все это еще подлежит дальнейшему изучению, и оценки компонентов фенотипической дисперсии этих признаков, вероятно, могут меняться.
[1] На русском языке наиболее полное ее описание содержится в книге Я. тер Лаака «Психодиагностика: проблемы содержания и методов» [90]. По этой книге дается и обозначение факторов.
Анализ эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре
После проведения формирующего эксперимента, направленного на обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре, мы провели повторное обследование экспериментальной и контрольной групп. Нашей задачей было: выявление эффективности нашей системы занятий по коррекции основных параметров сюжетно – ролевой игры ...
Тенденции социального самоопределения подростков в различных
образовательных средах
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.
На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на ...
Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Виды памяти делятся на три категории: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельн ...