ЗаключениеСтраница 1
Изложение основного содержания дипломного исследования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:
1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъявляемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и социологии о приоритете личности или общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.
3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием различных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.
Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.
4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особенностей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.
Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:
I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;
2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;
З) нарушение механизма культурной преемственности, неспособность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и культуру как исторически устойчивую целостность;
4) кризис национальной идеологии;
5) высокий уровень конфликтности в обществе;
б) массовая утрата социально-культурной идентичности;
7) падение уровня жизни населения;
8) массовая безработица;
9) широкий спектр явлений социальной патологии и др.
5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, основанных на нравственности и рационализме.
В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения обуславливает кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.
Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социальной востребованности личностного потенциала молодых людей, создать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни.
[1] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С.22-23.
[2] Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.
[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С. 24.
Развитие внимания
В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. На третьем месяце ребенок интересуется объекта ...
Подходы к структуре личности
Проблема структуры, природа ее организации и влияния на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные теории личности базируются на структурных концепциях, которые раскрывают взаимосвязи различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик человека. Любой подх ...
Основные теории личности
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.Так, РС Немов насчитывает 48 теорий личности, каждая из которых м/б оценена по 5ти параметрам, рассмотрим наиболее известные:
- по способу объяснения поведения все существующие теории можно разделить на:
А) психодинамические – описывающие личность и объ ...