Анализ и интерпретация результатов исследованияСтраница 1
Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты № 1 (сводные таблицы результатов по классам - см. Приложение 3-6), можно сделать вывод о том, что в большинстве семей родители обладают верным пониманием ценности здоровья, следят за сохранением здоровья своей семьи, стремятся к ведению здорового образа жизни. Это мы можем пронаблюдать по диаграмме 1.
По анкете № 2 были получены следующие результаты: 70 % учащихся в 1 классе на вопрос о том, сколько раз в день они чистят зубы, указали, что два, но при этом отметили, что их заставляют делать это родители. 30 % делают это самостоятельно без контроля родителей, при этом ответы данных детей на первый вопрос в анкете №1 были положительными.
Рассматривая данный аспект во втором классе, можно отметить изменение данной пропорции лишь на небольшое количество процентов: 60 и 40 % соответственно. Интересным является факт сопоставления результатов ответа на данный вопрос детей 1 и 4 класса: наблюдается ярко выраженная разбежка в процентном отношении. 90% учащихся 4 класса чистят зубы утром и вечером без напоминания об этом родителей. И лишь 10% детей чистят зубы нерегулярно, при этом важно отметить, что на первый вопрос анкеты №1 они ответили отрицательно. То есть можно предположить, что причиной отсутствия сформированности привычки чистить зубы утром и вечером являлось отсутствие примера со стороны родителей. При этом хотелось бы заострить внимание на том, что все 100% учащихся 4 класса считают чистку зубов утром и вечером обязательным для человека.
Другой темой для исследования явилась гигиена рук и тела. 50% учащихся моют руки перед едой только потому, что заставляет мама. 40 % учащихся моют руки после прогулки и перед едой, т.к. это постоянно делают их родители. Т.е. в данном случае пример взрослых является важным толчком для перенимания действия со стороны ребенка. И лишь 10% учащихся никогда не моют руки перед едой, а после прогулки они моют руки, только если «родители увидят, что они очень грязные» (из ответа мальчика на вопрос анкеты № 2).
Относительно с низкими положительными результатами оказались ответы детей на вопрос о том, делают ли они утром зарядку. В 1 классе лишь 10 % учащихся дали положительный ответ на данный вопрос. Но вот ответить на вопрос о том, зачем нужна человеку зарядка, дети ответить затруднялись. Во 2 классе зарядкой занимаются также лишь 10 % учащихся, и только лишь потому, что по утрам делает зарядку мама/папа. В 3 классе 60% учащихся могут дать толковый развернутый ответ на вопрос о значении зарядки в жизни человека, но, несмотря на это, процент ребят, которые делают зарядку все же остается крайне низким (15 %). В 4 классе 90 % ребят говорят о разносторонней пользе утренней зарядке и спорта. И лишь 20 % учащихся занимаются утренней зарядкой, гуляют с родителями перед сном. Таким образом, можно сделать вывод, что даже наличие знаний об оздоровительном значении утренней зарядки не является гарантом выполнения действий по здоровому образу жизни. Т.е. можно еще раз отметить, что для формирования понятий о здоровом образе жизни достаточно изучения курса о здоровье человека в школе, а вот для ведения здорового образа жизни необходимо, помимо вооружения детей теоретическими знаниями, выступать и положительным примером для подражания.
То есть можно говорить о том, что теоретическое знание о полезности и необходимости данного действия не всегда гарантирует перевод данного понятия в деятельность самого ребенка, т.е. подкреплением для практического применения знаний обязательно должен являться пример взрослых, в данном случае – пример родителей.
Обратим внимание на вопросы с элементами интервьюирования. Важно отметить, что уровень понимания важности многих аспектов здоровья и здорового образа жизни, а также сложность и обоснованность ответов учащихся изменяется прямопропорционально возрасту самих учащихся, а также во многом зависит от подкрепления знаний, умений и навыков из окружающей среды самого ребенка. Это можно доказать, пронаблюдав диалектику ответов учащихся на вопрос о том, что такое здоровье. 70% учащихся 1 класса ответили «не знаю», 30% - дали пространные немотивированные односложные ответы («когда дяденьки бегают и прыгают», «когда мама не дает пить таблетки» и т.д.). Ответы учащихся 2 класса более близки к пониманию понятия здоровья. И лишь дети 4 класса могут более менее ответить на данный вопрос и обосновать свой ответ («Здоровье – это когда человек чувствует себя хорошо…», «…когда у человека хорошее настроение и у него ничего не болит», «…когда человек может много работать и не уставать»).
Понятие «темперамент». Психологические свойства темперамента
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип деятельности нервной системы чело ...
Пути развития коммуникативной компетентности у специалистов
В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исто ...
Психические процессы. Ощущение как психический процесс
Психический процесс
— это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и
раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение.
Ощущение
— это первейшая и простейшая фо ...