Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный.
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
- реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
- интеллектуальный – на умственный труд,
- социальный – на взаимодействие с социальной средой,
- конвенциональный – на четко структурированную деятельность,
- предпринимательский – на руководство людьми и бизнес,
- художественный – на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Между типами возможны и взаимосвязи, которые представлены в таблице.
Таблица 1. Связь типа личности и типа профессиональной среды
Тип личности |
Тип профессиональной среды | |||||
Р |
И |
С |
К |
П |
Х | |
Реалистический (Р) |
++ |
+ |
-- |
+ |
- |
- |
Интеллектуальный (И) |
+ |
++ |
- |
- |
-- |
+ |
Социальный (С) |
-- |
- |
++ |
- |
+ |
+ |
Конвенциональный (К) |
+ |
- |
- |
++ |
+ |
- |
Предпринимательский (П) |
- |
-- |
+ |
+ |
++ |
- |
Художественный (X) |
- |
+ |
+ |
-- |
- |
++ |
В таблице приняты следующие условные обозначения:
«++» - тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
«+» - тип личности хорошо приспособлен;
«-» - тип личности недостаточно приспособлен;
«--» - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Психодиагностика мотивации
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности т ...
Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10]
...
Общая характеристика подросткового возраста. Основные психологические
особенности подростков
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...