ОбсуждениеСтраница 3
Как происходит процесс обработки новой информации, какова его схема? Информация обо всем, что мы делаем - берем чашку с горячим кофе, обнимаем ребенка или чистим зубы, - по "эмоциональной петле" (главному проводящему пути лим-бической системы) отправляется в бессознательное. И там на основе памяти о прошлом опыте принимается решение: хорошо для нас текущее событие или плохо, доставит оно нам удовольствие или страдание, каковы будут последствия, должны мы отреагировать на него действием или этого делать не стоит.
Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф ле Ду
, "берет в заложники рациональную часть мозга". Любая мысль, прежде чем облечься в слова, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - это не дремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.
Но и эта хорошо налаженная система не гарантирована от сбоев. Каждый из нас сталкивался с необъяснимыми ошибками собственного "внутреннего голоса". Интуиция порой подсказывает неверное решение, потому что человека неудержимо тянет к эмоционально знакомым образцам поведения. Бессознательное, как и реклама, делает ставку на повторение.
Одну из главных причин таких ошибок выяснил в свое время Зигмунд Фрейд, описывая механизм вытеснения. Пытаясь защититься от наиболее негативных, пугающих, неприятных переживаний, психика прячет этот опыт в самых глубоких пластах бессознательного. Извлечь его оттуда сознанию уже не под силу: опыт оказывается как бы несуществующим, поэтому он и не отзывается на запрос интуиции. (Точнее, отзывается, но таким образом, который сознание не может корректно обработать.) Воскресить - и обратить на пользу нашего "Я" - вытесненные воспоминания можно только путем специального психотерапевтического воздействия.
Современным нейробиологам тоже есть что сказать по этому поводу. В начале 2004 года американец Майкл Андерсонопубликовал сенсационные результаты исследования, в ходе которого он с помощью томографов зарегистрировал работу мозга, связанную с вытеснением. При этом был обнаружен специфический феномен: активность мозговых клеток в областях коры больших полушарий, связанной с сознанием, повышалась, а в гиппокампе - организаторе памяти - снижалась. Теперь исследователи считают, что две эти области мозга связаны нейронной сетью, которая и позволяет вытеснять воспоминания.
В данном случае экспериментаторы работали с сознательным, волевым вытеснением воспоминаний. Фрейд иногда называл это подавлением, в отличие от собственно вытеснения - бессознательной обороны от нежелательных мыслей. "Эксперименты Майкла Андерсона - это прорыв в исследовании защитных механизмов психики", - считает немецкий нейропсихолог Ганс Маркович.
Исследования работы мозга, которые начались в XX веке, помогли нам многое познать в сфере психики. Но каждый шаг на этом пути грозит перевернуть традиционные представления человека о себе самом. Современные исследователи нередко склоняются к мнению, что сознание является не чем иным, как спектаклем, а руководит им невидимый режиссер - наше бессознательное
Можем ли мы воздействовать на бессознательное? Да. В посттравматический период активность мозга меняется. Она ослабевает в зоне эмоций, там, где "засела паника", и усиливается во фронтальной коре левого полушария - области, которая больше связана с мыслями и речью. По ходу терапии в состоянии мозга происходят новые изменения. Решающим фактором эффективности лечения является контакт психотерапевта и пациента, основанный на взаимном уважении и доверии, способности терапевта к сопереживанию - эмпатии. "Задача состоит в том, чтобы совместными усилиями сделать бессознательные силы сознательными", - говорит Марианна Лейцингер-Боле
бер, директор франкфуртского Института Зигмунда Фрейда. Только в этом случае может быть приобретен новый опыт, а в мозгу проложены новые связи в обход прежних, "больных". Пациенты учатся оставлять в покое старое и начинать новое, преодолевать свои детские травмы.
Такие идеи наверняка пришлись бы по душе доктору Фрейду. Еще в 1895 году, сочиняя "Набросок научной психологии", он мечтал о создании учения о психике, в основе которого лежал бы прочный неврологический фундамент. То, что Фрейд называл бессознательным, его наследники сегодня часто именуют "самоорганизующейся биологической системой".
Принято считать, что Коперник и Дарвин лишили человека статуса центра мироздания и веры в свое божественное происхождение. Фрейд нанес новый удар по человеческой гордыне - он показал, что наше "Я" отнюдь не является безусловным хозяином в собственном доме .
Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной
памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах
зарубежных и отечест
Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению.
На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д.
Память далеко не сразу была выд ...
Обсуждение
Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения& ...
Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования
духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения
современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков из различных социальных сред:
1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплек ...