Обсуждение
Страница 1

Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения", всплывающие из глубин бессознательного, помогают футболисту забить нестандартный гол, а политику принять важное решение. Почти всегда эти импульсы ускользают от контроля сознания. Как мы должны относиться к тому, что нашими действиями руководит нечто неподвластное воле человека?

Ни одно, даже самое мимолетное впечатление не проходит для нас бесследно. Оно оставляет в психике отпечаток, который до поры до времени оседает в глубинах бессознательного. Эти скрытые, незаметные воздействия могут серьезно изменять наше поведение.

«Часто мы сами не знаем, почему расстроены, беспричинно агрессивны или наоборот счастливы. А это сработали мелочи, на которые мы почти не обратили внимания и сразу же их забыли, - сцена из просмотренного накануне фильма, дружеская улыбка прохожего или то, что по дороге на работу вас подрезал наглый "кадиллак" из соседнего ряда» - Ханя Лучак.( Журнал "ГЕО” №4-5/2005)

Труды Фрейда стали мощным толчком для развития психологии, понимания многосложной, тонкой структурной взаимосвязи сознательного и бессознательного в жизни человека.

В рамках заявленной темы реферата можно кратко упомянуть лишь некоторые из проведенных исследований и их авторов:

Вальтер Перриг

- Согласование поведения с бессознательными раздражителями, получившее название прайминг -"подсказка", "эффект предшествования".

Сущность этого явления проясняется в ходе простых экспериментов. Психолог Вальтер Перриг предлагал испытуемым восстановить пропущенные в слове буквы. До этого перед ними на экране на подпороговое, то есть, заведомо недостаточное для осознания время, появлялось слово "нить". Необходимо подчеркнуть: у участников эксперимента не было ни малейшей возможности прочитать и осмыслить мелькнувшее слово. После этого им предлагали, как в кроссворде, подставить две недостающие буквы в "н**ь". Кто-то из испытуемых писал "ночь" или "ноль". Но подавляющее большинство - "нить".

Прайминг может быть эмоционально окрашенным. Перриг и его коллеги пытались обнаружить, как внешние стимулы на бессознательном уровне воздействуют на наши чувства.

Результаты эксперимента Вальтера Перрига подтвердили, что предъявленное первым подпороговое слово задает эмоциональную установку для последующего восприятия. И преодолеть эти установки нашему сознанию очень трудно. Нечто подобное возникает и в случае, когда людям показывают их любимые лакомства в малоаппетитном виде - например, шоколадку в форме собачьего кала. Отвращение так велико, что испытуемые не могут даже дотронуться до шоколадки, хотя прекрасно понимают, что их отталкивает только форма.

Джеймс Вайкари– эффект «25го кадра», "промывание мозгов"

"Никаких сомнений нет: усвоенные бессознательно установки влияют на наше поведение", - утверждает известный немецкий нейрофизиолог Герхард Рот. Но - только до определенных пределов. Возможности "эффекта 25 кадра" ограничены: недостаточно просто "приказать" нашему бессознательному - нужны еще и дополнительные внешние условия, которые заставят последовать этому приказу. Кроме того, на кого-то это неосознаваемое внушение действует больше, а на кого-то меньше, у каждого из нас индивидуальный порог чувствительности. Поэтому попытки исследователей повторить первоначальные эксперименты Джеймса Вайкари с 25 кадром часто терпят неудачу.

Однако картина резко меняется, когда подпороговые стимулы воздействуют на наше бессознательное не в лаборатории, а в реальной жизни. Особенно, если они влияют длительное время и усиливаются социальной средой.

С точки зрения нейрофизиологии быстрое и радикальное изменение поведения индивида вообще невозможно. Для этого он должен пережить серьезное эмоциональное потрясение - сродни тому, которое некогда превратило закоренелого язычника Савла в апостола Павла, одного из самых верных последователей Христа. Но есть и другой способ воздействия - полностью отдать человека во власть бессознательного можно длительным повторяющимся внушением, "промыванием мозгов". Такие стратегии манипуляции общественным сознанием разработаны уже давно и используются сегодня психологами, пропагандистами и политтехнологами.

Бессознательное не только накапливает знания, служит: информационным фильтром, включает автоматические навыки и руководит нашим поведением Бессознательное - это еще и своеобразный переводчик. Быстрота и точность анализа при этом одинаково важны - ведь часто ситуация требует от нас молниеносной реакции. Но иногда эти установки входят в конфликт, и тогда за высокую скорость интерпретации приходится платить достоверностью информации. Этого переводчика можно ввести в заблуждение! "Предвзятые суждения формируются не только в лабораториях. В жизни людей может обманывать даже цвет кожи собеседника", - утверждает американский психолог Джон Барг

Страницы: 1 2 3 4


Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: 1. уровень разв ...

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь. Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи такими, как они ...

Характеристика выборки
Эксперимент по исследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые - дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детей младшего дошкольного возраста). ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru