Заключение
Страница 1

Теоретическое изучение проблем показывает, что, по мнению многих психологов (Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Г.С. Абрамовой и др.), к началу обучения в школе у ребенка начинается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, формируется научный склад мышления. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Именно в младшем школьном возрасте мышление становится доминирующим процессом, активно развивается. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но в то же время обедняет интеллект ребенка.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления.

В психолого-педагогической практике для более эффективной совместной работы психолога и учителя важным является психодиагностика словесно-логического мышления младших школьников. Диагностируя умственное развитие школьников на всем протяжении школьного обучения, можно установить эффективность влияния последнего на каждого из учащихся. Как уже отмечалось, уровень умственного развития ученика тесно связан с его успеваемостью, влияет на продуктивность его обучения. Низкий уровень умственного развития является одной из наиболее часто встречающихся психологических причин неуспеваемости или слабой успеваемости.

Сниженный уровень умственного развития и малая успешность учебной деятельности воздействуют на личностное развитие школьника, на весь комплекс его личностных характеристик – мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера; от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе.

Все сказанное делает понятным, почему в педагогической практике важно не только констатировать низкий или высокий уровень умственного развития ученика, но и в случае необходимости провести коррекционную работу, позволяющую устранить имеющиеся пробелы.

Из результатов проведенного нами психодиагностического обследования учащихся 2-го и 3-го классов следует, что наибольшие сложности у учащихся вызвали задания на «умозаключение по аналогии» и «обобщение», следовательно, данные операции мышления у детей сформированы недостаточно. Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями на «осведомленность» и «классификацию», поэтому на развитие данных операций мышления не следует уделять много внимания. У учащихся 2-го класса выше развиты способности к установлению умозаключений по аналогии, чем у учащихся 3-го класса. Эти данные говорят о том, что не всегда учащиеся 2-го класса имеют более низкий уровень развития словесно-логического мышления, чем учащиеся 3-го класса. Учащиеся 3-го класса выполнили лучше задание на «обобщение», чем учащиеся 2-го класса. В общем, по результатам психодиагностического обследования различий между учащимися 2-го и 3-го классов по уровню развития словесно-логического мышления нет.

Страницы: 1 2


История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения челов ...

Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, создавшие школу диффер ...

Мимика
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и яв ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru