Формирование внутрисемейной коммуникации.
Страница 2

Интимность, тем не менее, подразумевает установление дистанции в общении, т. е. определение того, какие из важ­ных жизненных областей (сфера переживаний, различные виды деятельности, межличностные отношения и т. п.) и в какой степени могут быть доступны другому. Даже если оба супруга начинают совместную жизнь с желания полной искренности и открытости и максимального участия в жизни другого, очень быстро один из них или оба они обнаружива­ют, что это вряд ли возможно и не всегда полезно для них обо­их. Они должны выяснить, в каких областях жизни и в ка­кой мере они будут влиять друг на друга так, чтобы это устраивало обоих.

Перед супругами также встает вопрос о том, насколько «ес­тественно» они должны вести себя друг с другом. Обычно он трансформируется в вопросы о том, нужно ли предпринимать какие-то усилия, чтобы лучше выглядеть (например, как оде­ваться дома, пользоваться ли косметикой), следует ли при­держиваться каких-то ритуалов в поведении (подавать паль­то, пропускать в дверь), надо ли пытаться скрывать свое плохое настроение и т. п. В период ухаживания молодые люди часто старались показать себя с наиболее выгодной стороны; это относилось как к ритуальному поведению, так и к прояв­лению личностных черт. В большинстве случаев молодые люди старались вести себя в соответствии с принятыми в куль­туре ритуалами, сопровождающими полоролевое общение, по крайней мере, с теми, о которых им было известно. Они так­же старались не демонстрировать иррациональных сторон сво­ей эмоциональности и тех личностных свойств, которые обыч­но не одобряются людьми или казались отрицательными им самим. После заключения брака у них появляется желание «расслабиться» и «стать самими собой». В результате их суп­руги пугаются, наблюдая незнакомые ранее стороны партне­ра, либо жалуются на невнимание и неуважение, когда риту­альная сторона в поведении перестает присутствовать.

Таким образом, установление правил взаимодействия включает установление необходимой степени близости; оп­ределение того, какие жизненные области супруги разделя­ют друг с другом, а какие остаются исключительно их лич­ным делом.

Следующая важная задача — выработка способов разре­шения конфликтов. Очень часто, даже если молодые люди были достаточно долго знакомы до брака и имели опыт ссор и примирений, они продолжают сохранять убежденность, что «в хорошей семье конфликтов не бывает» или что «конфлик­ты — вещь в семейной жизни совершенно не нужная» и т. п. Заключив брак, они стараются избегать критики или проти­воречий и избегают обсуждения проблемных вопросов, так как не хотят нарушать мир в семье или боятся ранить чувства другого. Это приводит к тому, что нерешенные проблемы и эмоциональное напряжение накапливаются и супруги чув­ствуют, что все время находятся на грани ссоры. Рано или поздно она возникает, и, как правило, чем дольше ее стара­лись не допустить, тем более сильный выплеск отрицатель­ных эмоций происходит. В результате проблема или спорный вопрос, бывшие действительной причиной ссоры, на этом фоне так и не бывают решены, а ссора пугает супругов и накалом эмоций, и незначительностью повода, ее вызвавшего. Когда она заканчивается, супруги могут принять решение никогда больше не ссориться, но необсуждаемые вопросы снова накап­ливаются, создается напряжение, и ссора повторяется. Суп­руги вырабатывают характерные для их пары способы разре­шения конфликта. Найденные пути примирения могут не устраивать одного из супругов или обоих. В этот период нахож­дения путей согласия супруги могут учиться манипулировать друг другом с помощью болезней, слабостей или с помощью силы. Однажды найденные, эти манипуляции становятся при­вычными способами взаимодействия пары и могут быть од­ной из основных причин недовольства браком, которая обыч­но обозначается как несходство характеров.

Страницы: 1 2 3


Особенности подросткового периода
Как известно, многим детям в подростковом возрасте свойственны какие-то временные отклонения в поведения. Как только наступает этот период девочка из нежной и отзывчивой может внезапно превратиться в совершенно незнакомое существо - грубое и упрямое, которое с трудом можно уговорить сделать какую-то работу, и одновременно ужасно занятое ...

Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и меха ...

Диагностика типа акцентуации характера
Реакция эмансипации выражена в самооценке (Е=4), поэтому сенситивный и психастенический типы не диагностируются. Из оставшихся акцентуаций наибольшее число баллов сверх минимально диагностируемого числа у лабильного. Диагностирован лабильный тип акцентуации личности. Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru