Практическая и научная педагогикаСтраница 1
В педагогике различают две ее составляющих: педагогику как практическую деятельность
по воспитанию человека, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную
педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
Основные категории научной педагогики:
• Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
• Воспитание в широком смысле слова — это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение.
• Воспитание в узком смысле слова — это решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.
• Образование — это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.
• Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.
Педагогика как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.
Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.
Основные задачи педагогической науки:
• изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания;
• разработка целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований:
• педагогические наблюдения;
• исследовательская беседа;
• изучение продуктов деятельности воспитуемых;
• педагогический эксперимент;
• анализ педагогического опыта и др.
Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этнографией и др. науками.
Основные отрасли современной педагогики:
• общая педагогика;
• дошкольная и школьная педагогика;
• педагогика высшей школы;
• профессиональная педагогика;
• социальная педагогика;
• семейная педагогика;
• военная педагогика;
• специальная педагогика (дефектология);
• методики преподавания отдельных дисциплин.
Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или образовательном пространстве — это только одно из многих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.
Современная музыка и характер личности
Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и темпом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно предать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего р ...
Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное
исследование структуры отцовства
Исследование структуры феномена отцовства проводилось в соответствии с разработанной нами в процессе теоретического анализа феномена моделью структуры отцовства и выдвинутой гипотезой.
Исследование проходило в городе Кызыле, с ноября 2002 г. по март 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку ...
Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность)
структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основны ...