Тенденции социального самоопределения подростков в различных
образовательных средахСтраница 2
У обучающихся средней школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.
В школе – интернате распределение следующее: 30% - знаменитости, 10% - родственники, 10% - воспитатели интерната, 50% - никто. На знаменитостей хотят походить потому, что они успешные, красивые, поют или танцуют, их любят очень много людей.
Диаграмма 5
Представления о кумире
современных подростков из различных социальных сред
Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья – 7%, знаменитости – 16%, «Я» - 9%, президент РФ – 2%, никто – 37%. Для детей из интерната: 45% - никто, воспитатели – 15%, родные – 10%, знаменитости – 20%, абстрактный образ – 10%. Вот пример их рассуждения:
· «Для меня является идеалом человек, который сам стремится быть счастливым в своей жизни. Человек, который в первую очередь уважает сам себя и уважает других, который всегда уважает правду и стоит за нее, он против неправды».
Диаграмма 6
Представления об идеале у
современных подростков из различных социальных сред
Таким образом, для школьников из социально обедненной среды характерно следующее:
· достаточно выражено профессиональное самоопределение, которое носит реальный характер, то есть выбираются наиболее приемлемые, традиционные профессии – врача, инженера, учителя, юриста, экономиста; освоение профессии расценивается важнее форм и масштабов отдыха.
· в выборе жизненного пути просматривается установка на собственные силы (хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен, хорошо освоить профессию и т.д.); достаточно осознанный настоящий и социально ценный образ будущего; четкая ориентация на создание крепкой, полной семьи, с наличием двух-трех и более детей, с теплыми, любовными отношениями.
Школьникам из традиционной, обычной социальной среды присуще следующее:
· слабо выражено конкретное профессиональное самоопределение: выбирает реальную профессию очень малое число школьников, что компенсируется ярко выраженным личностным самоопределением: стать «успешной личностью» желает абсолютное большинство опрошенных (более 85%).
· Создание в будущем семьи редко входит в планы подростков. Для некоторых из них семья может являться препятствием для достижения успешности в жизни.
Представления о будущем у подростков также значительно отличаются в зависимости от среды, в которой находится ребенок. Школьники из обычной социальной среды нацелены в будущем на решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Практически все они планируют стать «успешными людьми», а такие ценности, как семья, любовь, дружба не учитываются современными подростками. Но если оценить представления о будущем у подростков их социально-депривированной среды, то становится ясно, что для таких детей важнее всего иметь в будущем здоровую, крепкую, дружную семью, быть хорошими родителями, уметь самому обеспечивать свое существование. Такую позицию легко объяснить: люди начинают ценить что-либо после того, как это было ими утрачено. Поэтому подростки, лишенные семьи, своего дома, личных вещей будут стараться создать все это в будущем.
В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.
Значительные изменения претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная часть молодежи, особенно из школы интерната, не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков из обычной среды (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 45% молодых людей в школе-интернате и 54 % в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).
Методики диагностики внимания
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет. Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизо ...
Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия челов ...
Виды, свойства и функции ощущений
Ощущение – это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира.
Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и про ...