Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на
формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной
недостаточностьюСтраница 2
При коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи рекомендуется начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Мы считаем возможным, использовать данные приемы и методы работы в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта.
На наш взгляд, первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой игровой ситуацией. Дается задание: «Подойди к набору «Чемоданчик доктора» и возьми стереоскоп» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В своей работе мы использовали следующие задания:
В самом трудном варианте – задание выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном.
Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи в процессе игровой деятельности.
Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном.
В качестве формирующего исследования нами было разработано 12 коррекционно – развивающих занятий по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта сюжетно-ролевой игре. В эксперименте были использованы все три типа игрового материала (игрушек), было задействовано игровое оборудование, наличествующее в группе кушетки из кабинета врача, набор «Чемоданчик доктора», игровых комплектов для игрушек и комплектов медицинской униформы для детей.
Задачи формирующего эксперимента:
1.Продолжить формирование основных игровые действий сюжетно – ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
2. С помощью специальных игровых упражнений продолжить формирование опыт оречевления дошкольниками своих игровых действий;
3. Составить систему занятий обучения игровым действиям детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью направленную на обучение сюжетно – ролевым играм.
Основная структура занятия.
Этапы, обозначенные в работе – названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.
Настройка.
Начало занятий – это настройка на игру. Задачей этого этапа является подготовка каждого участника к организованному игровому действию. На этом этапе мы использовали упражнения направленные на оречевление определённых игровых действий, а так же игры – разминки, которые подводили воспитанников к участию в сюжетно – ролевой игре. При выполнении этих упражнений происходит релаксация детей и, как результат, повышается степень их включаемости в игровое действие.
Ознакомление детей с ролевым диалогом.
(Приложение №3)
Данный этап направлен на развитие интереса к сюжетно – ролевой игре. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Знакомит детей с речевыми стратегиям в общении между персонажами данной игры. Детям объясняются ролевые действия, принципы построение ролевого диалога, их персонажей. Предлагается запомнить несколько расхожих фраз, употребляемых в процессе игрового действия.
Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры.
(Приложение №2)
Дети включаются в сюжетно – ролевую игру, в специально организованном игровом пространстве, под руководством экспериментатора. Взрослый постоянно поддерживает интерес детей к игровому действию, создавая новые сюжетные повороты, задавая вопросы по ходу развития игрового действия, мотивируя детей на оречевление своих игровых действий.
а) Индивидуальная работа;
б) Обучение детей игре в парах.
Этап обсуждения игрового действия.
На этом этапе дети включаются в обсуждение прошедшей игры, пытаются формулировать свои впечатления, вспоминают развитие сюжета и правильность выполнения игровых действий друг друга.
Данный этап предполагает наличие безопасной обстановки, доброжелательных высказываний взрослого и детей, атмосферу душевной теплоты и эмпатии.
По данной структуре мы разработали цикл коррекционно - развивающих занятий;
· первые три занятия нашей программы – разминочные, в них мы старались выйти на максимальный контакт с детьми, подстроиться под особенности их игровой деятельности дошкольников;
· учитывая важность оречевления своих действий дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно – ролевой игре, мы ввели в свою программу – комплексное занятие на оречевление воспитанниками своих действий. (Занятие № 4);
· с 5-го по 12-е занятия – мы использовали сюжетно – ролевую игру «Больница», для обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игровым действиям в соответствии с ролью и сюжетом (Таблица№5).
Представим тематический план, проведенных нами в рамках формирующего эксперимента занятий. Разработки занятий представлены в приложении.
Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...
Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебн ...
Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, ...