Коммуникативные свойства в структуре личностиСтраница 3
Параллельно с понятием «коммуникативного потенциала личности» в отечественной психологии часто встречается понятие «коммуникативных возможностей личности». При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности участников общения и совместной деятельности, следовало бы добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, а также способности к пониманию, места и роли каждого в группе.
Наряду с понятием коммуникативного потенциала личности многие исследователи используют в своих работах определение «коммуникативное ядро личности».
По представлению А.А. Бодалева в понятие «коммуникативное ядро личности» включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями.
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности.
Итак, понятия «коммуникативные способности», как составная часть коммуникативного потенциала личности, «коммуникативные возможности», «коммуникативные качества», «коммуникативный потенциал», «коммуникативное ядро личности» отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения.
Понятие «коммуникативные свойства личности» употребляется в психологии редко и применяется в основном в связи с профессиональной деятельностью.
Таким образом, из приведенных данных мы видим, что у отечественных, так и зарубежных психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых в общении. Как мы проследили, в рамках системного подхода используются понятия: «коммуникативные возможности», «коммуникативный потенциал», «коммуникативные способности», и т.д. Причем четкого разграничения этих понятий не существует. Так, например, коммуникативные способности и коммуникативные навыки и умения, а также коммуникативные качества и черты, коммуникативный потенциал и коммуникативные возможности используются как синонимы.
Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия личности
старшего дошкольника. Семейные отношения в рамках различных
теоретических концепций
В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной сам ...
Диагностика задержки психического развития
Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа разв ...
Предмет, задачи и особенности психологии как науки
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему ...