Понятие эмоционального выгорания и его характеристикаСтраница 3
2. Сотрудник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.
3. Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя разные причины себе и другим.
4. Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
5. Невыполнение важных приоритетных задач и застревание на мелких деталях. Трата большого количества времени на элементарные действия.
6. Дистанцированность от сотрудников и клиентов, рост неадекватной критичности.
7. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, табаком [39; 40].
Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами.
Развитие синдрома носит стадиальный характер, например, М. Буриш выделяет следующие фазы развития синдрома профессионального выгорания:
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
• чрезмерная активность, чувство незаменимости;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований;
• ограничение социальных контактов.
b) Истощение
• чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.
b) По отношению к остальным окружающим
• отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.
с) По отношению к профессиональной деятельности:
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
d) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.
b) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением
4. Фаза деструктивного поведения
a) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
b) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.
Человек как личность .соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность»
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной реч ...
Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании).
Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнег ...
Исследование влияния социально-психологических и организационных факторов
на формирование феномена эмоционального «выгорания» в профессиональной
деятельности государственного служащего. Методы и про
В нашем исследовании использовались следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей государственных служащих.
1. Феномен эмоционального выгорания и его диаг ...