Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти

Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти
Страница 3

Воспитанники со средним уровнем инструкцию слушали невнимательно. Для того чтобы улучшить принятие инструкции ребёнком, психолог просил некоторых детей повторять вслух поставленную перед ними задачу. Во время выполнения детьми растяжек и телесных упражнений психолог оказывал помощь: показывал движения и контролировал их выполнение. После выполнения упражнений у дошкольников повышалась активность, контактность, интерес к занятию. Воспитанники принимали и усваивали задачу запомнить-припомнить, но не удерживали её до конца выполнения деятельности. Дети выполняли задания неточно. Скорость запоминания и воспроизведения объектов воспитанниками разная: от быстрого до медленного. Дошкольники со средним уровнем часто ориентировались на детей с высоким уровнем. Максимальное количество воспроизводимых объектов – 3. Выполнение глазодвигательных упражнений не вызывало затруднений.

Целью основного этапа было обучить детей способам запоминания (вербализация (открытая / внутренняя), смысловая группировка, ассоциации (по сходству, по противоположности); использование синестезических комплексов (опора на зрительные, вкусовые, тактильные ощущения одновременно) и цепной метод (складывание цепочки мысленных образов); сокращение информации с абстрагированием от деталей, воспроизводящее повторение; контролю своих действий и активизировать и стабилизировать деятельность полушарий и мозолистого тела.

На этом этапе мы предлагали упражнения на активизацию внимания с различными вариантами усложнений, а также растяжки, дыхательные упражнения; телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, вариации упражнений на развитие памяти. В конце занятия мы предлагали глазодвигательные упражнения (Приложение 3).

Дети, имеющие высокий уровень развития памяти, были внимательны на протяжении всего времени обучения: при принятии инструкции и выполнении заданий. Выполнение растяжек и телесных упражнений, которые использовались на предыдущем этапе, не вызывало у них затруднений. Дети нуждались в минимальном контроле за правильностью выполнения новых упражнений. Задания на развитие мелкой моторики рук воспитанники выполняли по показу взрослого; дыхательные и глазодвигательные – по словесной инструкции. Дошкольники принимали, усваивали и удерживали задачу запомнить-припомнить в течение всей деятельности. Дети проявляли интерес к выполнению заданий.

Они овладели такими мнемическими приёмами как воспроизводящее повторение, вербализация (большинство детей способны открыто вербализировать чаще при помощи наводящих вопросов взрослого), ассоциации (по сходству дошкольники осваивали быстрее и надёжнее, чем по противоположности), использовали синестезические комплексы и цепной метод, абстрагировались от деталей при запоминании изображений, опирались на смысловую группировку. В случаях затруднений вербализации, психолог задавал наводящие вопросы воспитанникам.

Дети запоминали и сохраняли в памяти до 7 объектов. Они выполняли задание самостоятельно, а в случаях затруднений обращались за помощью к взрослому. Дети практически безошибочно воспроизводили малодифференцированные признаки предметов. Они способны находить и исправлять свои ошибки.

Воспитанники, имеющие средний уровень развития памяти, инструкцию слушали внимательно. Они не испытывали трудностей при выполнении растяжек и телесных упражнений, освоенных на предыдущем этапе. Однако им требовалась дополнительная помощь при освоении новых упражнений. Помощь оказывалась в виде демонстрации способа выполнения движения и контроле за ним. Не все воспитанники со средним уровнем могли по показу выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Часть из них требовала индивидуальную помощь, которая выражалась в совместном выполнении упражнения. После выполнения этих упражнений у детей улучшалось внимание, поднималось настроение, повышался интерес к последующим заданиям. Дошкольники принимали и усваивали мнемическую задачу, но не во всех случаях были способны удержать её. Дети испытывали некоторые трудности при овладении приемами запоминания. Так группировка была неполной и не точной. Для повышения уровня качественного использования мнемических приёмов проводилась групповая проверка задания, в которой детям демонстрировалось полное и точное его исполнение. Самостоятельная открытая вербализация и цепной метод воспитанникам со средним уровнем развития памяти практически не доступна. Поэтому, экспериментатору приходилось описывать предмет, его признаки самостоятельно и предлагать детям повторять за ним. Дети освоили ассоциацию по сходству и при запоминании опирались на синестезические комплексы.

Страницы: 1 2 3 4


Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Вывод
Рассказывая подростку о любви, необходимо привлекать не только популярную медицинскую литературу, но и классические произведения отечественных и зарубежных писателей, в которых откровенно, но одухотворенно и чисто сказано о самом интимном. Например, пушкинское "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем ." или "Зимняя ночь&qu ...

Современное состояние российской психологии
Российскими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практиче ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru