Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной
памяти слабовидящих детейСтраница 2
Однако необходима специальная методика организации и проведения дидактических игр со слабовидящими детьми. Педагоги должны учитывать, что эти дети испытывают трудности как при слуховом восприятии (выслушивании инструкции), так и при зрительном.
В формировании правильных образов окружающего мира слабовидящих дошкольников активно участвуют не только сохранные анализаторные системы, но и поисковая деятельность ребёнка.
Следующим психологическим условием развития зрительной образной памяти дошкольника является использование упражнений на развитие памяти, восприятия, внимания.
Так, процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное положение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество. При активизации восприятия слабовидящих дошкольников В.П. Николаева рекомендует использовать заполненные и силуэтные фигуры, нежели контурные. Восприятие незнакомых или малознакомых объектов взрослый должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия детей. Если ребёнок испытывает затруднения в обследовании предмета, то необходимо провести эту работу совместно с ним. У 26% слабовидящих отмечается нарушение цветового зрения. Поэтому, для наилучшего восприятия предметов Л.А. Григорян рекомендует детям с амблиопией и косоглазием 5-10 лет предъявлять предметы преимущественно жёлто-красно-оранжевых и зелёные тонов. При выполнении заданий необходимо увеличить время на их выполнение в 2-3 раза, по сравнению с нормой. Эта необходимость обусловлена трудностями координации движений, несогласованностью движений руки и глаза ребёнка с дефектами зрения. Патология зрительного органа обосновывает необходимость предъявления зрительного материал с расстояния 30-33 см. Картинки предъявляются под углом 5-45%.
Важным фактором эффективности мнемической деятельности является предварительная активизация внимания. В случае развития зрительной образной памяти необходимо активизировать как слуховое (для повышения эффективности восприятия инструкции), так и зрительное (для подготовки дошкольника к зрительной работе) внимание (Ю. Афонькина, Г. Урунтаева и др.). Внимание слабовидящих дошкольников характеризуется быстрой утомляемостью. В связи с этим, Л.И. Солнцева рекомендует предъявлять детям доступный наглядный материал, количественно не перегруженный.
Всё это способствует выработке усидчивости и сосредоточенности внимания при выполнении заданий ребёнком. После этого целесообразно преступать непосредственно к выполнению мнемических задач.
Важным моментом в развитии зрительной образной памяти старших дошкольников является обучение приемам запоминания. П.И. Зинченко утверждает, что овладение приемами запоминания зависит: от степени освоения соответствующих мыслительных операций; от содержания и характера материала; от характера обучения; от наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Обучение приемам запоминания требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:
1 этап – формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки, как умственных действий;
2 этап – формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забывают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать.
По мнению П.И. Зинченко большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих связей может затруднять их припоминание. Запоминание объекта осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объекта следует начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным.
А.В. Петровский среди условий продуктивности запоминания отмечает понимание материала. Понятное запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с уже усвоенными раннее знаниями, с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает интереса к себе.
А.А. Смирнов считает, что одним из важных средств запоминания является пересказ запоминаемого содержания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.
Также необходимо уделять внимание правильной организации повторений. Необходимо правильно распределить повторения во времени; менять и форму повторений, то есть одни и те же задачи можно решать на новом содержании. Для прочного запоминания лучшим вариантом поделить материал на части. И, конечно, надо постоянно поддерживать интерес детей и не забывать об их возрастных особенностях и возможностях.
Тревожные сигналы
Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.
Прежде ...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...
Посадка и осанка
С древних времен люди используют ритуальные позы, которые главным образом символизируют отношения превосходства подчинения. Пасть ниц - значит признать свою полную зависимость от того, кто над тобой возвышается. А человек, стоящий с поднятой головой и распрямлёнными плечами, всем своим видом демонстрирует независимость, уверенность в се ...