Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Основные теоретические классификации видов памяти

Основные теоретические классификации видов памяти
Страница 1

Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:

1) по времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Р. Шифрин выделяют: мгновенную (иконическая); кратковременную; оперативную; долговременную; генетическую (наследственная, видовая).

2) по преобладающему анализатору: зрительная; слуховая; двигательная (моторная); осязательная; обонятельная; вкусовая.

3) по характеру целей деятельности (Э.А. Голубева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Н. Шлычкова): непроизвольная; произвольная.

4) по способу запоминания (Л.М. Житникова, А.А. Люблинская): механическая; смысловая.

5) по характеру запоминаемого материала (А.М. Вейн, С.Л. Рубинштейн): цветовая; числовая; на наглядно-образное содержание; на абстрактное содержание; на математические формулы; на лица.

6) по уровням запоминания (А.Р. Лурия): сенсорная, кратковременная и долговременная.

7) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (А. Бергсон, П.П. Блонский, Е.П. Ильин, А.А. Люблинская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн): двигательная (моторная); эмоциональная (аффективная); образная (наглядно-образная); словесно-логическая (смысловая, вербальная).

В связи с заявленной темой исследования рассмотрим зрительную образную память более подробно.

Зрительная образная память как предмет специальных исследований выделилась к концу XIX века. Вплоть до 60-х г.г. данные о ней ограничивались отдельными фактами, полученными при гипнозе. Её исследование связано с такими именами как, К.Н. Дудкин, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин и др.

В психологических трудах часто отождествляют понятия «зрительная память», «образная память» и «зрительная образная память». Анализ литературы показал, что в настоящее время под термином «зрительная память» понимают быстро затухающие следы зрительной стимуляции. Другими словами, она является кратковременной.

Под «образной памятью» понимают мнемическую деятельность, наделенную способностью длительного хранения сенсорной информации. Это характеризует её как долговременную память. В.П. Зинченко и Б.М. Величковский говорят о ней, как о памяти-узнавании.

Понятие «зрительная образная память» рассматривается как мнемическая деятельность, характеризующаяся способностью длительного хранения зрительной информации.

В психологической литературе синонимичными являются такие термины как «зрительная образная память» и «долговременная зрительная память».

Основное явление в зрительной образной памяти – это образ. Он понимается как обобщённая картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Образ – одна из форм отражения объективной реальности, связанная с перцептивными формами знания. А.Н. Леонтьев считает, что «образ принципиально есть продукт не только симультанного, но и сукцессивного совмещения, слития».

А.В. Славин определяет понятие «образ» как сплав зримого и знаемого, т.е. при создании образа используется не только воспринимаемое в данный момент, но и известное из прошлого опыта. А.А. Смирнов говорит о том, что образ – это не застывшая фотография, в отличие от неё он постоянно изменяется. П.П. Блонский указывает на два основных вида этих изменений: трансформацию и реинтеграцию. Трансформация выражается в том, что одни части образа тускнеют, другие яснеют, постепенно изменяется форма предмета, иногда меняется положение объекта в пространстве.

Реинтеграция заключается в восстановлении образа целостного предмета, целостной картины при наличии образа их определённых частей. П.П. Блонский констатирует, что с течением времени при воспроизведении всё больше появляются тенденции к симплификации (упрощению) образа, употреблению разных образов друг с другом. Симплификация ведёт к схематизации: образ становится образом-схемой.

А.В. Славин выделяет две основные, связанные между собой функции наглядных образов. Во-первых – познавательная (информационная) функция, благодаря которой субъекту раскрываются свойства и структура предметов, процессов объективного мира. Во-вторых – функция регуляции (управления) деятельности.

Образы памяти связаны с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщёнными представлениями, в которых может закрепляться и определённое абстрактное содержание.

Специалисты выделяют такие типы образной памяти как зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, эйдетическая.

По мнению Р. Клацки, зрительные образы – это представление в памяти специфических сведений, полученных с помощью зрения.

Исследования образной памяти позволили Фехнеру и Гальтону выделить типы образов по следующим основаниям: 1) по ведущей модальности: зрительные, слуховые и моторные образы; 2) по этиологии возникновения: непосредственные образы памяти, образные воспоминания, эйдетические образы, после-образы, галлюциногенные образы и т.д.

Страницы: 1 2


Паравербальная коммуникация
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его переда­чи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверен­ности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными сред­ствами коммуникации в общении и ...

Методический и методологический анализ проблемы. Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, овладение мнемическими приемами, увеличение объема, прочности и времени удержания запоминаемого матер ...

Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества: - хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход); - способность руководить; - коммуникативные способности (умени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru