Другая психология » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Описание и обоснование выбора методов исследования

Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Описание и обоснование выбора методов исследования
Страница 1

Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов.

Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе эмпирически изучалась мотивация самостоятельной работы этих студентов (данные студенты и составили экспериментальную группу).

Данное исследование было проведено среди студентов 2-5 курсов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек», обучающихся по специальности «Психология». В исследовании принимали участие 40 студентов, которые составили две экспериментальные группы.

Для изучения самостоятельной работы и самообразования студентов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек» мы использовали модифицированную нами анкету А.Е. Тамма (Приложение А). В данной анкете были выделены шесть наиболее важных и значимых блоков, отражающих эффективность самостоятельной работы в вузе:

- мотивы, способствующие выбору специальности «психология»;

- действия, позволяющие успешно учиться, окончить институт и стать хорошим специалистом;

- уровень успеваемости;

- уровень учебной нагрузки.

- часы, отведенные на самостоятельную работу;

- факторы, мешающие успешно учиться.

При анализе самостоятельной работы студентов нами было обращено особое внимание на факторы, не имеющие прямого отношения в учебно-познавательной деятельности студентов, однако, на наш взгляд, оказывающие существенное влияние на эффективность самостоятельной работы.

Естественно, каждый преподаватель может определить, что один студент осуществляет самостоятельную работу на более высоком уровне, другой на более низком. Однако в целях разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию самостоятельной работы необходимо предельно четко выделить уровни ее сформированности и существенные признаки каждого такого уровня. На низком уровне сформированности самостоятельной работы ведущая роль принадлежит внешним побуждениям (необходимость ответа на семинаре, экзамене, угроза плохой отметки или отчисления). На промежуточном уровне основное место занимает широкий круг мотивов актуализированных на занятиях постановкой различных проблем. Описанные уровни сформированности достаточно условны и не отражает всего богатства индивидуальных стилей самостоятельной работы студентов, однако их выделение полезно для «диагностики» каждого конкретного случая, и оно помогает увидеть наиболее общие трудности в развитие и совершенствовании самостоятельной работы. Следует особо подчеркнуть, что переход от более низкого к более высокому уровню осуществляется только тогда, когда для этого имеются предпосылки со всех структурных компонентах деятельности - и в мотивах, и в целях

По результатам предложенной анкеты были выделы две группы студентов: те, у которых самостоятельная работа занимает ведущее место в процессе образования, и те, для которых она незначима.

Для выявления мотивации самостоятельной работы использовались методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (предложенная А.А. Реаном), методика «Шкала совестливости», методика «Потребность в достижении», методика «Мотивация обучения в вузе» (предложенная Т.И. Ильиной).

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» предложена А.А. Реаном. Тест-опросник состоит из 20 утверждений, с которыми испытуемым необходимо было согласиться или нет. Если испытуемый набирал по результатам ответов от 1 до 7 баллов, то у него диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13 баллов, то следует считать, что мотивационный полюс на выражен. При этом, если у испытуемого 8 – 9 баллов – то его мотивационный полюс ближе к избеганию неудачи, если 12 – 13 баллов – ближе к стремлению к успеху [5].

Методика «Шкала совестливости» взята из «Психодиагностического теста», разработанного В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла).

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, вляющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований, высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем. Тест-опросник состоит из 14 утверждений, с которыми должен согласиться или не согласиться испытуемый. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности []

Страницы: 1 2


Развитие внимания
В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. На третьем месяце ребенок интересуется объекта ...

Роль депривации в развитии девиантного поведения
Одним из важных факторов формирования девиантного поведения, является эмоциональная депривация со стороны родителей и социальная депривация со стороны общества. Поясним понятие депривации в общем и в данном контексте. Депривация - состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. Для полноценного р ...

Кризис семи лет как один из пунктов периодизации
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru