Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Проблема
понимания термина «мотивация» в психологииСтраница 3
В рамках психоаналитического направления
(З. Фрейд) система мотивации представляет собой многоуровневое образование, включающее три постоянно конфликтующих между собой компонента: «Я» (cсамосознание), «Оно» (неосознаваемые побуждения), «Сверх-Я» (моральные стандарты, социальные нормы, санкции, табу, способы стимулирования, освоенные человеком в процессе жизнедеятельности) Мотивационная сфера человека - это арена бесконечной работы со знания над примирением двух тенденций: продуцируемых подсознанием импульсов, побуждений, влечений - и запретов, налагаемых со стороны общества [12].
Представители когнитивной психологии
(Дж. Келли) рассматривают мотивацию как преимущественно информационный процесс (а индивида соответственно - как органическую «вычислительную машину»), управляющий непосредственным поведением человека на основе постоянного анализа поступающей из окружающей среды информации. Поступки, совершаемые им, основываются на принципе рациональности, осознания целесообразности, необходимости и возможности совершения тех или иных действий [19].
Наиболее важное место отводится мотивации в системе гуманистичной психологии
. Ее сторонники (Э. Фромм, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) считают, что в человеке изначально заложено стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, полной воплощенности поученного при рождении и развитого в процессе жизнедеятельности индивидуального потенциала [12].
Наличие такого широкого спектра подходов к проблеме мотивации 'обусловливает необходимость как четкого определения при работе над проблемой мотивации той исходной концептуальной базы, которая принята за основу, так и используемой терминологии. Особенно важным является удержание основных смыслов, вкладываемых в соответствующие понятия. Например, в научной литературе достаточно часто встречается выражение «неосознаваемые мотивы», хотя согласно исходному определению мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, а неосознаваемыми могут быть отдельные побуждения, входящие в структуру мотива. Некритическое пользование отдельными терминами, неразведенность процессуальной и структурной 'составляющих мотивации приводит к размыванию понятийного аппарата, утрате четкости и строгости рассуждений, в своих крайних форах-к псевдонаучной игре во внешне красивое, но внутренне бессодержательное или даже ошибочное соединение отдельных понятий.
Основные аспекты невербальной коммуникации
Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал ещё Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. Взяв за основу учения Аристотеля, проводниками физиогномики были крупные учёные Древней Греции и Древнего ...
Систематика задержки психического развития (ЗПР)
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в т ...
Основные понятия
Доминирование - это процесс преобладания одного или нескольких членов группы над остальными членами группы.
Дружелюбный - это человек, испытывающий и проявляющий доброжелательное отношение к другим людям.
Истероидный тип характера - это тип характера, главной чертой которого является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоян ...