Общая психология » Проявления взаимосвязи развития мозга и сознания

Проявления взаимосвязи развития мозга и сознания

Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил И.П. Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. Его разработки послужили основой для создания новых теорий и концепций (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин).

Концепция П.К.Анохина получила широкое распространение, как модель функциональной системы. Суть данной концепции в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности, вне зависимости от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решению и плана поведения. В центральной нервной системе, ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия (цель, на которую направлено действие). При непосредственном исполнении действия включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки.

Теория функциональных систем П.К.Анохина получила широкое распространение, вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения, т.к. поведение невозможно без одновременного участия психических и физиологических процессов.


Понятие личности и ее структура
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, ...

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте
Проблема изучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес у современных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г. Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас, Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной и др. Кардинальные перемен ...

Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru