Метод психологического
дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации
раненых.Страница 3
Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это – ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо или взять его руку в свою; сказать о том, что слезы здесь совершенно уместны и приемлемы.
Прикосновения являются очень мощным средством выражения поддержки. Люди, которые работают вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруднения, когда нужно прикоснуться к коллеге, даже чтобы утешить, поэтому они нуждаются в особом разрешении.
Если кто-то выходит за дверь, один из ведущих должен последовать за ним и поговорить с ним какое-то время, чтобы поддержать и дать выразить сильные чувства. Выражение интенсивных чувств снизит напряжение и позволит вернуться в группу.
Важно обратить внимание на тех, кто кажется наиболее травмированными, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. К таким участникам следует подойти после окончания и поговорить индивидуально.
Фаза симптомов.
Иногда эта фаза объединяется с предыдущей или последующей фазой. Но иногда имеет смысл выделить ее в отдельный этап работы. Некоторые реакции из-за своей необычайности должны быть обсуждены более детально.
Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия; после завершения опасной ситуации; когда они возвратились домой; в течение последующих дней и в настоящее время.
Обязательно нужно задать вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата к нормальному режиму жизни и работы.
Обучающая фаза.
На этой фазе обобщаются реакции участников и предоставляется информация о типичных реакциях на стресс.
Основные проявления посттравматического расстройства (ПТСР)
· Симптомы повторения. Повторяющиеся навязчивые воспоминания трагедии. Эпизоды «оживления» пережитого в форме иллюзий, галлюцинаций, флэшбэк-эпизодов. Повторяющиеся сновидения.
· Симптомы избегания. Стремление избежать разговоров, мыслей, чувств, мест, людей – всего, что может напоминать о трагедии. Блокировка (провалы) памяти. Отчуждение от близких.
· Симптомы возбуждения. Трудности засыпания и сохранения сна. Раздражительность, необоснованные вспышки злости. Трудности концентрации. Сверхбдительность. Преувеличенные реакции испуга.
Информацию можно раздать участникам в письменном виде и попросить их определить, какие из этих реакций они переживают.
Нужно:
· подчеркнуть то, что описанные состояния и симптомы – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию, что со временем они пройдут;
· рассказать, каких реакций можно ожидать по прошествии некоторого времени;
· поговорить о методах самопомощи, о том, как участники смогут позаботиться о себе;
· информировать участников о том, где они смогут получить помощь;
· ответить на вопросы участников.
Завершающая фаза.
Для «заземления» опыта группы нужно:
· Кратко суммировать то, что было сказано.
· Спросить, не осталось ли чего-то важного, о чем хотелось бы сказать сейчас.
· Поблагодарить всех за участие, за то, что смогли поделиться своими чувствами, поддержать друг друга.
· Напомнить о конфиденциальности.
· Предложить участникам подумать о том, как они смогут поддерживать друг друга в дальнейшем.
· Возможно определить время и место новой встречи, которую они смогут организовать сами или при поддержке ведущих.
Пост-дебрифинг.
В течение 20-30 минут после завершения следует уделить время тем из участников, которые вызвали наибольшее беспокойство у ведущих, поговорить с ними один на один.
Затем необходимо обсудить с лидером проделанную работу, дать друг другу обратную связь, проговорить наиболее важные моменты.
Ведущие должны продумать пути профилактики возникновения у себя вторичной травматизации: каким образом они смогут позаботиться о себе, о самовосстановлении после проделанной работы, которая могла вызвать у них сильные чувства. Где и с кем они смогут отреагировать собственные эмоции от услышанного. Какие методы самопомощи они смогут использовать для себя
Краткие выводы
8.
Для комбатантов характерно наличие психической травмы, как результата воздействия психотравмирующих раздражителей.
9. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.
10. Метод «дебрифинга стресса критических инцидентов» один из методов групповой психологической коррекции, может быть использован в социально – психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения и травмы.в боевых действиях.
Результаты исследования по методике диагностики
мотивации достижения А. Мехрабиан
Полученные результаты выглядят следующим образом: у 17% студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского факультета психологии выражена мотивация избегания неудач, соответственно, у большинства респондентов выражена мотивация стремление к успеху, а именно 83%.
(1)
студенты КГПУ им. К.Э. Циолковского; (2)
Студенты КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Диа ...
Диапазон сексуальной приемлемости
Этот вопрос тесно связан с предыдущей темой сексуальных желаний и потребностей. Еще до того, как человек начинает заниматься сексом практически, у него уже имеются определенные представления о сексе. Он что-то слышал от сверстников, что-то от взрослых, слышал анекдоты на эту тему, видел какие-то фильмы, телевизионные передачи. И в итоге ...
Специфика деятельности государственного служащего в исполнительном органе
государственной власти. Организация деятельности
государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
Особое внимание следует уделить стрессогенности
деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Выполняемая деятельность далеко не всегда отвечает физиологическим возможностям человека. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособнос ...