Возрастные особенности личности и поведения в подростковом
возрасте.Страница 4
Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам . Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует . Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас .»
И таких писем множество.
При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9 классу.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.
Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!» Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника относительно их потребности в разных видах общения и реальных взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми, включая родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным , чем общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.
Партнеры |
Регламентир. общение |
Нерегламентир. общение | ||
Потребность в нем |
Реальное общение |
Потребность в нем |
Реальное общение | |
Родители и близкие родственники |
4,7 |
70,8 |
66,6 |
29,2 |
Учителя |
8,3 |
95,7 |
10,9 |
4,3 |
Другие взрослые |
2,6 |
98,6 |
6,5 |
1,4 |
Близкие друг-сверстники |
0 |
0 |
68,2 |
56,2 |
Другие сверстники |
4,6 |
68,4 |
24,3 |
31,6 |
Результаты эксперимента
Диагностический блок нашего эксперимента дал нам следующие результаты.
Методика 1. Тест Бурдона в модификации П.А. Рудника показал результаты до включения в программу и после её окончания:
Вывод: уровень концентрации внимания в среднем повысился на 9,2%.
2. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания дало следующие рез ...
Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Организация исследования
Исследование проводилось среди семиклассников в школе № 23 г.Йошкар-Ола. В соответствии с целью и задачами исследования было проведено экспериментальное исследование самооценки подростков из неблагополучных семей.
Было обследовано 30 человек, из них: 10 человек - подростки, живущие в неблагополучных семьях, 20 человек - подростки, живу ...
Либеральный стиль
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с ...