Другая психология » Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей » Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

Выявление взаимосвязи родительского отношения и особенностей эмоционального благополучия, которое включает эмоциональное отношение, эмоциональное принятие и эмоциональное поведение ребенка, было осуществлено с помощью критериев Краскала-Уоллеса и Манна-Уитни.

Нами также было определены достоверные и на уровне тенденций взаимосвязи типов воспитания с эмоциональным отношением родителей к детям (приложение 4).

Так, оптимальный эмоциональный контакт у родителей с ребенком несвязан не с одним типом дисгармоничного воспитания.

Излишняя концентрация на ребенке наблюдается при гиперпротекции (р=0,029).

У родителей с излишней эмоциональной дистанцией присутствует игнорирование потребностей ребенка (р=0,028), чрезмерность требований/обязанностей (р=0,002), расширение сферы родительских чувств (р=0,39), неразвитость родительских чувств (р=0,68), вынесение конфликта в сферу воспитания (р=0,35), предпочтение мужских качеств (р=0,28).

В целом эмоциональное благополучие ребенка в отношении к родителям характеризуется условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей (приложение 5).

Эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

При эмоциональной нестабильности встречаются как условно нормативный, так и демонстративный и защитный типы эмоционального поведения, вместе с тем, в большей мере у таких дошкольников проявляется эмоциональное принятие своих близких.

Было выявлено, что эмоциональное благополучие ребенка наиболее проявляется при оптимальном эмоциональном контакте со стороны родителей. Выделенные нами параметры эмоционального благополучия, а именно эмоциональное поведение ребенка в семье, эмоциональное отношение ребенка в семье и эмоциональное принятие родителей, имеют взаимосвязи с типами семейного воспитания и эмоциональным отношением родителей к своим детям.

Так, мы определили, что при недостаточности требований/обязанностей в семье (р=0,041), предпочтении детских качеств в ребенке (р=0,006), гипопротекции (р=0,06), а также при проекции на ребенка собственных нежелательных качеств (р=0,07) существуют достоверные и на уровне тенденции различия в типах эмоционального поведения, а именно при преобладании вышеперечисленных родительских отношений наиболее ярко проявляется демонстративный тип поведения детей (приложение 6).

Защитный тип поведения проявляется при чрезмерности требований/запретов, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликта в сферу воспитания и излишней концентрации на ребенке.

Эмоциональная нестабильность ребенка проявляется при воспитательной неуверенности родителей (р=0,038), при фобии утраты ребенка (р=0,062), а также при неразвитости родительских чувств (р=0,031) (приложение 7). Кроме того, при оптимальном эмоциональном контакте между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное благополучие, а при излишней концентрации на ребенке – эмоциональное неблагополучие.

Эмоциональное непринятие своих близких в частности родителей происходит при игнорировании потребностей ребенка (р=0,029), чрезмерности требований/обязанностей (р=0,013), расширении сферы родительских чувств (р=0,062), вынесении конфликтов в сферу воспитания (р=0,067) и предпочтении в ребенке мужских качеств (р=0,044). При недостаточности санкций со стороны родителей происходит эмоциональное принятие ребенком своих близких (р=0,042).

Излишняя эмоциональная дистанция между родителем и ребенком также способствует эмоциональному непринятию ребенком своей семьи, и напротив, оптимальный эмоциональный контакт содействует эмоциональному принятию (приложение 8).

Таким образом, дошкольники с разными типами семейных отношений достоверно отличаются друг от друга по эмоциональному поведению и отношению к своей семье.


Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя. Вопросы терминологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы у ...

Особенности делового общения за рубежом
В последние годы в современной России этике делового и международного сотрудничества стало уделяться больше внимания. Это связано с тем, что Россия перестала быть закрытым государством в широком смысле этого слова, т.е. международные отношения не ограничиваются государственными контактами, а все большую роль в экономическом развитии стр ...

Связь специальной психологии с другими психологическими направлениями, медицинскими науками
Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авт ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru