Введение
Страница 1

Актуальность

темы исследования обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек – человек». Психические состояния самого государственного служащего являются одним из важнейших условий его труда и оказывают значительное влияние на население. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает государственный служащий в процессе сложного взаимодействия с населением, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье государственного служащего. Выгорание – дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности.

Объектом

исследования являлся феномен эмоционального выгорания у работников государственной службы.

В качестве предмета

исследования выступали факторы эмоционального выгорания у работника государственной службы.

Целью

работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника государственной службы в зависимости от влияния различных социально-психологических и организационных факторов.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ феномена «эмоциональное выгорание» и представить его психологическое содержание (на материале отечественной и зарубежной литературы).

2. Определить сущность феномена «выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности.

3. Проанализировать специфику организации и содержания деятельности государственных служащих в исполнительных органах государственной власти совместного подчинения.

4. Исследовать влияние социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности государственного служащего.

5. Проанализировать связи эмоционального выгорания государственных служащих с их социально-демографическими характеристиками, с индивидуальными особенностями осознанной саморегуляции, с порядком и содержанием труда, требованиями и ресурсами работы.

6. Описать методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального выгорания.

В ходе изучения феномена «выгорания» нами была выдвинута гипотеза

: на развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности государственного служащего (вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность), а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения к коллективе, карьерная ориентация (профессиональная компетентность, стабильность, интеграция стилей жизни и другие) и т.д.

Высокий уровень эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности государственных служащих может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость.

Для проверки гипотез и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей государственных служащих.

Для исследования уровня эмоционального выгорания у государственных служащих была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В

Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации государственных служащих были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146), Методика «Якорь карьеры», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.

Методологической основой

исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей как Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского и др.

Страницы: 1 2


Систематика задержки психического развития (ЗПР)
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в т ...

Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте. Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
Предполагается, что с возрастом расширяется объем этих знаний (о себе, о близких, о местности, где он живет, о пространстве и времени, об окружающей природной среде и т. д.) и их глубина. Существует несколько вариантов методики с вопросами для детей, поступающих в школу, для учащихся 1,2,3 классов. Для ответа на каждый вопрос дается 30 ...

Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru